Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАЛЕ́ВИ ИЕГУДА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 305-306

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Ю. Дозорец

ГАЛЕ́ВИ Ие­гу­да (пол­ное имя Ие­гу­да бен Шму­эль га-Ле­ви) (ок. 1075, Ту­де­ла, ко­ро­лев­ст­во На­вар­ра, ны­не Ис­па­ния – 1141, Еги­пет), ср.-век. евр. по­эт и фи­ло­соф. По­лу­чил раз­но­сто­рон­нее евр. и араб. об­ра­зо­ва­ние. Ро­дил­ся и вы­рос в му­сульм. Ис­па­нии, в юно­сти пе­ре­ехал в Гра­на­ду, где по­зна­ко­мил­ся, в ча­ст­но­сти, с по­этом и ком­мен­та­то­ром Биб­лии Ав­раа­мом Ибн Эз­рой и позд­нее во­шёл в круг вид­ней­ших дея­те­лей евр. куль­ту­ры. По­сле 1090, в свя­зи с втор­же­ни­ем в Ис­па­нию ди­на­стии Аль­мо­ра­ви­дов, был вы­ну­ж­ден по­ки­нуть Гра­на­ду. Сле­дую­щие 20 лет Г. про­вёл в стран­ст­ви­ях по разл. об­щи­нам. В кон­це жиз­ни вер­нул­ся в му­сульм. Ис­па­нию и дол­гое вре­мя жил в Кор­до­ве, где на­пи­сал б. ч. сво­их про­из­ве­де­ний. В 1140 Г. от­пра­вил­ся в Па­ле­сти­ну. Во вре­мя пла­ва­ния по пу­ти в Еги­пет со­чи­нил цикл мор. пе­сен. Све­де­ния о смер­ти Г. про­ти­во­ре­чи­вы, наи­бо­лее прав­до­по­доб­на вер­сия о том, что он умер и по­хо­ро­нен в Каи­ре, про­жив там ок. 6 мес.

Об­шир­ное по­этич. на­сле­дие Г. на­счи­ты­ва­ет ок. 800 сти­хо­тво­ре­ний са­мой раз­но­об­раз­ной те­ма­ти­ки – лю­бов­ной, са­тирич., ре­ли­ги­оз­ной. К чис­лу наи­бо­лее со­вер­шен­ных об­раз­цов евр. по­эзии от­но­сят­ся соз­дан­ные Г. ли­тур­гич. гим­ны – пию­ты (ок. 350), а так­же цикл «Ши­рей га-га­лут» («Пес­ни из­гна­ния»). В ря­де сти­хо­тво­ре­ний Г. опи­сы­ва­ет свои лич­ные ре­лиг. пе­ре­жи­ва­ния. Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чил цикл «Ши­рей Ци­он» («Сио­ни­ды», букв. – «Пес­ни Сио­на»), со­дер­жа­щий ок. 35 эле­гий, по­свя­щён­ных те­ме воз­вра­ще­ния в Си­он.

Осн. те­ма фи­лос. тру­дов Г. – ото­рван­ность евр. ди­ас­по­ры от Зем­ли обе­то­ван­ной. Г. ут­вер­ждал, что про­рок, лич­но об­щаю­щий­ся с Бо­гом, бли­же к ис­ти­не, не­же­ли фи­ло­соф, по­лу­чив­ший зна­ния о Бо­ге опо­сре­до­ван­но. Гл. фи­лос. труд Г. – на­пи­сан­ная на араб. яз. «Кни­га до­ка­за­тель­ст­ва и до­во­да в за­щи­ту уни­жен­ной ве­ры» – в сер. 12 в. был пе­ре­ве­дён на ив­рит и бо­лее из­вес­тен под назв. «Сэ­фер га-Ку­за­ри» («Кни­га ха­за­ра»). Со­чи­не­ние по­строе­но в фор­ме дис­кус­сии ме­ж­ду хри­стиа­ни­ном, му­суль­ма­ни­ном, иу­де­ем и фи­ло­со­фом – по­сле­до­ва­те­лем Ари­сто­те­ля при дво­ре ха­зар­ско­го ца­ря, ре­шив­ше­го из­брать се­бе ве­ру. В хо­де спо­ра царь убе­ж­да­ет­ся в ис­тин­но­сти иу­да­из­ма. В 13 в. «Сэ­фер га-Ку­за­ри» поль­зо­ва­лась ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью сре­ди при­вер­жен­цев каб­ба­лы, в 14–15 вв. – у про­тив­ни­ков ари­сто­те­лиз­ма, а позд­нее – сре­ди ха­си­дов.

Лит.: Гар­ка­ви А. И. Га­ле­ви. 2-е изд. СПб., 1896; Das Buch Kusari des J. Halevi, nach dem hebräischen Texte des Jehuda-ibn-Tibbon. 5. Aufl. B., 1922; Druck D. J. Halevi, his life and works. N. Y., 1941; Kayser R. Life and time of J. Halevi. N. Y., 1949.

Вернуться к началу