Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕПОТИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 475

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей В. Цыпин

НЕПОТИ́ЗМ (от лат. nepos, род. п. ne­po­tis – внук, пле­мян­ник), рас­про­стра­нён­ный в Сред­не­ве­ко­вье и Но­вое вре­мя обы­чай пре­дос­тав­ле­ния вы­со­ко­по­став­лен­ны­ми са­нов­ни­ка­ми до­ход­ных или по­чёт­ных долж­но­стей, зва­ний сво­им род­ст­вен­ни­кам и др. близ­ким ли­цам. Как пра­ви­ло, тер­мин «Н.» не упот­реб­ля­ет­ся в от­но­ше­нии тра­ди­ции мо­нар­хич. го­су­дарств на­зна­че­ния на клю­че­вые гос. долж­но­сти лиц, при­над­ле­жа­щих к пра­вя­щей ди­на­стии.

От­час­ти под по­ня­тие Н. под­па­да­ет су­ще­ст­во­вав­ший в древ­ней хри­сти­ан­ской Церк­ви обы­чай из­бра­ния на епи­скоп­скую ка­фед­ру по­сле кон­чи­ны пра­вя­ще­го ар­хие­рея его пле­мян­ни­ка как бли­жай­ше­го род­ст­вен­ни­ка по нис­хо­дя­щей ли­нии в си­лу то­го, что епи­ско­пы, бу­ду­чи мо­на­ха­ми, не име­ют де­тей. Тра­ди­ция пе­ре­да­чи та­ким же об­ра­зом пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла су­ще­ст­во­ва­ла с 15 в. по 1970-е гг. в Ас­сир. церк­ви Вос­то­ка, мо­ти­ви­ро­ван­ная опа­се­ни­ем про­из­во­ла в от­но­ше­нии Церк­ви со сто­ро­ны му­сульм. пра­ви­те­лей.

Од­на­ко по­ня­тие Н. наи­бо­лее упот­ре­би­мо в от­но­ше­нии скла­ды­вав­шей­ся в ка­то­ли­циз­ме с 10 в. и дос­тиг­шей рас­цве­та в 15–17 вв. прак­ти­ки пре­дос­тав­ле­ния пап­ским пле­мян­ни­кам и др. род­ст­вен­ни­кам вы­год­ных и до­ход­ных долж­но­стей в Рим­ской ку­рии и Пап­ском го­су­дар­ст­ве или кар­ди­наль­ских са­нов, не­ред­ко вме­сте с на­следств. дво­рян­ски­ми ти­ту­ла­ми. От пап­ских род­ст­вен­ни­ков бе­рут на­ча­ло ли­бо им обя­за­ны воз­вы­ше­ни­ем сво­его ста­ту­са ти­ту­ло­ван­ные итал. ди­на­стии Бор­ге­зе, Бар­бе­ри­ни, Рус­по­ли, Кид­жи, Пам­фи­ли, Оде­скаль­ки (т. н. чёр­ная знать). Пап­ский Н. под­вер­гал­ся ог­ра­ни­че­ни­ям с кон. 17 в. При Ин­но­кен­тии XII (1691–1700) чис­ло пап­ских не­по­тов в кар­ди­наль­ской кол­ле­гии бы­ло на за­кон­ном ос­но­ва­нии ог­ра­ни­че­но од­ним ли­цом. На про­тя­же­нии 18 в. Н. по­сте­пен­но из­жи­вал­ся и в 19 в. окон­ча­тель­но ис­чез. Пап­ский Н., хо­тя и был пред­ме­том кри­ти­ки – в осн. со сто­ро­ны про­тес­тан­тов, не­ко­то­рых гу­ма­ни­стов, а так­же идео­ло­гов эпо­хи Про­све­ще­ния, в соб­ст­вен­но ка­то­лич. кру­гах рас­смат­ри­вал­ся как яв­ле­ние тер­пи­мое, по­сколь­ку па­пы не толь­ко в сво­ём ро­де при­над­ле­жа­ли к мо­нар­хам, но и за­ни­ма­ли пер­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние сре­ди них в об­ще­при­ня­том ев­роп. про­то­ко­ле.

В совр. зна­че­нии Н. (ку­мов­ст­во, се­мей­ст­вен­ность) – од­но из про­яв­ле­ний кор­руп­ции.

Лит.: Reinhard W. Papstfinanz und Nepo­tismus unter Paul V. (1605–1621). Stuttg., 1974. Bd 1–2; idem. Nepotismus: Der Funk­tionswandel einer papstgeschichtlichen Kon­stanten // Zeitschrift für Kirchengeschichte. Gotha, 1975. Bd 86; Borgolte M. Nepotismus und Papstmemoria // Person und Geme­in­schaft im Mittelalter. Sigmaringen, 1988; Menniti Ippolito A. Il tramonto della Curia nepotista: papi, nipoti e burocrazia curiale tra XVI e XVII secolo. Roma, 2008.

Вернуться к началу