НАЦИОНА́ЛЬНОЕ ГОСУДА́РСТВО
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАЦИОНА́ЛЬНОЕ ГОСУДА́РСТВО, в историч. науке и политологии термин, используемый для обозначения особого типа государства и стадии развития государственности. Понятие «Н. г.» относится к числу дискуссионных, его единого толкования не существует. В качестве синонима этого понятия часто применяют термин «государство-нация» (англ. nation-state, франц. état-nation), однако такой подход подчас подвергается критике. Под Н. г. нередко понимается моноэтничное, мононациональное государство, которое противопоставляется многонациональному государству. Противники такой точки зрения указывают на сложность выделения критериев нации, а также на возможность политич. манипулирования при разделении государств на национальные и многонациональные. По мнению ряда учёных, понятие «Н. г.» является синонимом термина «правовое государство». Последнее, пришедшее на смену сословному государству, отличает правовое равенство людей независимо от их этнич., сословной и иной принадлежности, одинаковое обращение со всеми членами нации. Н. г. в этом случае противопоставляется и конкретно-историч. феодально-абсолютистским образованиям (напр., империи Габсбургов), и империи как особому типу государства, строящемуся на политич. неравенстве между сообществами и индивидами. Специалисты по теории междунар. отношений считают характерным признаком Н. г. «нац. суверенитет», под которым понимают монополию на власть внутри государства и независимость по отношению к др. акторам, действующим на междунар. арене. В науч. кругах высказывается также мнение, что термин «Н. г.» является непродуктивным и от него следует отказаться, поскольку понятие «национальное» не отражает некое новое качество государства, а лишь характеризует его успех в формировании «единой нации».
Расходясь в интерпретации сущности Н. г., учёные придерживаются также разл. взглядов на его генезис и эволюцию. Одни относят становление Н. г. к 15 в. и связывают его со складыванием централизов. государств и формированием нац. самосознания (классич. примером, по их мнению, является Франция кон. 15–16 вв.). Исследователи, стоящие на марксистских позициях, и учёные, разделяющие взгляды М. Вебера, считают возникновение Н. г. и складывание наций продуктом капиталистич. отношений. Появление Н. г. рассматривается ими как «нормальное» и закономерное явление стадии капиталистич. развития. Историки и политологи, делающие акцент на понятии «нац. суверенитет», считают, что Н. г. возникло в сер. 17 в. как результат функционирования Вестфальской системы междунар. отношений (от назв. Вестфальского мира 1648), закрепившей в отношениях между государствами принцип территориального суверенитета. Согласно ещё одной точке зрения, Н. г., в котором понятия «нация» и «государство» слиты воедино, в строгом смысле слова сложилось лишь после Французской революции 18 в.
В кон. 20 в. в связи с окончанием «холодной войны» и развитием процессов интеграции и глобализации в науч. лит-ре стало высказываться мнение о «размывании» нац. суверенитета и «конце Н. г.», начали звучать предложения рассматривать Н. г. как «исторически пройденный этап» развития человечества. Такая позиция подверглась критике со стороны приверженцев т. н. реалистич. традиции в теории междунар. отношений, считающих, что Н. г. продолжает оставаться гл. актором на междунар. арене. В то время как «функционалисты» и «институционалисты» (см. Най Дж.) рассматривают междунар. организации и интеграц. структуры как качественно новый феномен, пришедший на смену Н. г., «реалисты» полагают, что эти организации и структуры являются лишь формой объединения Н. г. под эгидой сильнейших из них, которым и принадлежит реальная власть как в интеграционных объединениях, так и в мире в целом.