МИ́ТИНГИ И ДЕМОНСТРА́ЦИИ
-
Рубрика: Юриспруденция
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИ́ТИНГИ И ДЕМОНСТРА́ЦИИ (от англ. мeeting – собрание, встреча и лат. demonstratio – показывание, наглядное изображение), массовые формы публичных мероприятий, выражения обществ. мнения.
Митинг – массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения обществ. мнения по поводу актуальных проблем преим. общественно-политич. характера. Демонстрация – организованное публичное выражение обществ. настроений группой граждан в движении с использованием плакатов и др. средств наглядной агитации.
Право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закрепляется, как правило, на конституц. уровне (напр., ст. 31 Конституции РФ). В России, во многих зарубежных государствах (Великобритания, Германия и др.) действуют законы, детально регулирующие порядок проведения публичных мероприятий. Так, в РФ проведение публичного мероприятия основывается на принципах соблюдения законности и добровольного участия в них граждан. Организатором публичного мероприятия могут быть один или неск. граждан (для митингов – с 16 лет, для демонстраций – с 18 лет), а также политич. партии и обществ. объединения. М. и д., как и др. публичные мероприятия, могут проводиться только в промежуток времени с 7.00 до 23.00 по местному времени. Для проведения М. и д. установлен уведомит. порядок. Уведомление подаётся в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия. При получении уведомления о готовящихся М. и д. соответствующий исполнительный орган документально подтверждает его получение и вправе изменить место, время, численность участников, форму публичного мероприятия (если форма не соответствует закону). Если уведомление не соответствует закону, формы публичного мероприятия нарушают адм. или уголовное законодательство, орган исполнит. власти или орган местного самоуправления предупреждают организатора о том, что в случае осуществления заявленного мероприятия он и активные участники могут быть привлечены к ответственности. На М. и д. обязан присутствовать уполномоченный представитель органа исполнительной власти или местного самоуправления, своего уполномоченного на М. и д. обязано назначить МВД РФ. Участникам М. и д. запрещается приносить с собой оружие, режущие и колющие предметы, опасные для окружающих.
Решения и действия органов власти, местного самоуправления, должностных лиц, обществ. объединений, нарушающих права граждан на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суд.
В зарубежных странах существует аналогичное правовое регулирование М. и д. При их проведении также необходимо соблюсти уведомит. порядок (в Германии уведомление подаётся за 2 дня, во Франции – за 3, в Великобритании – за 6). Значительна роль полиции в охране проводимых демонстраций от нападок противников. В некоторых европ. странах полиция вправе запретить митинги на открытом воздухе и демонстрации в контролируемом ею районе, если сочтёт, что такое публичное мероприятие связано с религ. и этнич. противоречиями и может привести к обществ. беспорядкам.