Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУРЬЕ́ АРТУР СЕРГЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 155

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛУРЬЕ́ Ар­тур Сер­гее­вич (наст. имя, от­че­ст­во и фам. На­ум Из­раи­ле­вич Лу­рья) [2(14).5.1891, Про­пойск Бы­хов­ско­го у. Мо­ги­лёв­ской губ., ны­не Слав­го­род, Бе­ло­рус­сия – 12.10.1966, Прин­стон, США], рос. ком­по­зи­тор, муз. кри­тик, об­ществ. дея­тель. Ран­ние го­ды про­вёл в Одес­се. С 1909 жил в С.-Пе­тер­бур­ге, до 1917 учил­ся в кон­сер­ва­тории по клас­су фп., уча­ство­вал в пуб­лич­ных вы­сту­п­ле­ни­ях фу­ту­ри­стов. В 1918–21 гла­ва Муз. от­де­ла (МУЗО) Нар­ком­про­са. В 1922 вы­ехал в Бер­лин (в ко­ман­диров­ку), в Сов. Рос­сию не вер­нул­ся. В 1924–41 жил в Па­ри­же, при­мы­кал к ле­во­му кры­лу ев­р­а­зий­ст­ва, ре­дак­ти­ро­вал муз. от­дел еже­не­дель­ни­ка «Ев­ра­зия». С 1941 в США (гра­ж­дан­ст­во с 1947). Был идей­но бли­зок И. Ф. Стра­вин­ско­му, Ж. Ма­ри­те­ну, дру­жил с С. А. Ку­се­виц­ким.

Ли­рич. на­ча­ло, вос­хо­дя­щее к му­зы­ке С. В. Рах­ма­ни­но­ва, ран­не­го А. Н. Скря­би­на и рус. гор. ро­ман­су, про­яви­лось в «5 хруп­ких пре­лю­ди­ях» для фп. (1910), во­каль­ных со­чи­не­ни­ях на сти­хи А. А. Ах­ма­то­вой (цикл «Чёт­ки», 1914; «Го­лос му­зы», 1919) и дос­тиг­ло вер­ши­ны в кан­та­те для хо­ра а ка­пел­ла «В ку­мир­ню зо­ло­то­го сна» на сти­хи А. А. Бло­ка (1919). В фп. цик­лах «Син­те­зы» (1914) и «Фор­мы в воз­ду­хе» (1915; сво­его ро­да ана­лог ку­би­сти­че­ской жи­во­пи­си, по­свя­щён П. Пи­кас­со) Л. экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с фор­мой; вто­рое из на­зван­ных со­чи­не­ний но­ти­ро­ва­но как алеа­то­ри­че­ское (гра­фич. за­пись на не­сколь­ких нот­ных ста­нах, на ос­но­ве ко­то­рой ис­пол­ни­тель им­про­ви­зи­ру­ет). В 1915 опубл. «Пре­лю­дия для роя­ля с выс­шим хро­ма­тиз­мом» (с эле­мен­та­ми мик­ро­хро­ма­ти­ки; для это­го и др. со­чи­не­ний на пе­терб. фаб­ри­ке бр. Ди­де­рихс пла­ни­ро­ва­лось из­го­то­вить спец. ин­ст­ру­мент). В «Пла­че Бо­го­ро­ди­цы» для мец­цо-со­пра­но, скрип­ки, аль­та и вио­лон­че­ли (на ста­роф­ран­цуз­ский текст в пер. М. А. Куз­ми­на, 1915) впер­вые про­явил­ся ин­те­рес Л. к куль­ту­ре Сред­не­ве­ко­вья. В со­чи­не­ни­ях 1920–30-х гг. ра­ди­каль­ные экс­пе­ри­мен­ты в об­лас­ти фор­мы и муз. язы­ка со­еди­ни­лись с ли­риз­мом и об­ра­ще­ни­ем к ста­рин­ным жан­рам. В «Con­certo spirituale» для хо­ра, фп., ду­хо­вых, кон­тра­ба­сов и ли­тавр (1929), пер­вой («Dialectica», 1930) и вто­рой («Корм­чая», 1939) сим­фо­ни­ях при­ме­ча­тель­ны по­ли­сти­ли­сти­ка и эле­мен­ты ми­ни­ма­лиз­ма. В «Concerto da ca­mera» для скрип­ки и струн­но­го ор­кест­ра (1947) за­мет­но влия­ние не­оклас­си­циз­ма И. Ф. Стра­вин­ско­го. Для сце­ны на­пи­са­ны опе­ра-ба­лет «Пир во вре­мя чу­мы» (на тек­сты Апу­лея, Ф. Пет­рар­ки и А. С. Пуш­ки­на, 1933) и опе­ра «Арап Пет­ра Ве­ли­ко­го» (по Пуш­ки­ну, 1961).

Л.-кри­тик – апо­ло­гет рус. аван­гар­да, ко­то­рый он про­ти­во­пос­тав­лял иск-ву Зап. Ев­ро­пы (пла­кат-ма­ни­фест «Мы и За­пад», совм. с Г. Б. Яку­ло­вым и Б. К. Лив­ши­цем, 1914). В рус. муз. тра­ди­ции на­хо­дил осо­бую ло­ги­ку гар­мо­нии и фор­мы (ста­тьи «Пу­ти рус­ской шко­лы», 1931; «Ли­нии эво­лю­ции рус­ской му­зы­ки», 1944, и др.). Ме­му­ар­ные очер­ки: «Дет­ский рай» (1963, об О. Э. Ман­дель­шта­ме), «О. А. Гле­бо­ва-Су­дей­ки­на» (1967), «Наш марш» (1969, о фу­ту­ри­стах).

Соч.: S. Koussevitzky and his epoch: a biogra­phical chronicle. N. Y., 1931; Profanation et san­ctification du temps. Journal musical Saint- Pétersbourg – Paris – New York, 1910–1960. P., 1966; [Ста­тьи] // Виш­не­вец­кий И. «Ев­ра­зий­ское ук­ло­не­ние» в му­зы­ке 1920–1930-х. М., 2005.

Лит.: Schloezer B. de. A. Lourié // Essais sur Kierkegaard, Pétrarque – Goethe. P., 1934; Gojowy D. A. Lourié und der russische Fu­tu­ris­mus. Laaber, 1993; Грэм И. Ор­фи­че­ский ре­к­ви­ем: те­ма и ва­риа­ции в шес­ти мас­ках... // Не­ва. 1996. № 3; Мейлах М., Бобрик О. Семья Жака Маритен и русские музыкан­ты // Музыкальная академия. 2010. № 2; Казанская Л. Лурье и Стравинский: «В тени гения?..» // Там же.

Вернуться к началу