Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛО́УЗИ ДЖОЗЕФ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 72

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Дорошевич
Дж. Лоузи. Кадр из фильма «Посредник». 1971.

ЛО́УЗИ (Losey) Джо­зеф (14.1.1909, Ла-Кросс, штат Вис­кон­син – 22.6.1984, Лон­дон), амер. ре­жис­сёр. Изу­чал ме­ди­ци­ну, за­тем учил­ся в Гар­вард­ской шко­ле ис­кусств. В кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. за­ни­мал­ся до­ку­мен­таль­ным и на­уч­но-по­пу­ляр­ным ки­но. При­зван­ный в 1943 на во­ен. служ­бу, Л. сни­мал учеб­ные филь­мы для во­ен. ве­дом­ст­ва. Пер­вый пол­но­мет­раж­ный иг­ро­вой фильм – «Маль­чик с зе­лё­ны­ми во­ло­са­ми» (1948). В этой прит­че о пра­ве быть со­бой про­явил­ся ти­пич­ный для все­го твор­че­ст­ва Л. ин­те­рес к по­ве­де­нию лю­дей в ис­клю­чи­тель­ных, вы­яв­ляю­щих их сущ­ность об­стоя­тель­ст­вах. В соз­дан­ной им в Гол­ли­ву­де се­рии «чёр­ных филь­мов» [«Без­за­ко­ние», 1949; «Ма­ро­дёр», 1950; «М» («Убий­ца», по од­но­им. филь­му Ф. Лан­га), 1950; «Боль­шая ночь», 1951] про­яви­лись осн. чер­ты ре­жис­сёр­ско­го по­чер­ка (т. н. ба­роч­ный стиль Л.): рез­кие кон­тра­сты те­ни и све­та, вы­ра­зит. ми­зан­сце­ны, не­обыч­ные ра­кур­сы съём­ки. В 1951, на­хо­дясь в Ита­лии, Л. был за­тре­бо­ван для да­чи по­ка­за­ний пе­ред Ко­мис­си­ей по рас­сле­до­ва­нию ан­ти­аме­ри­кан­ской дея­тель­но­сти, из-за че­го ос­тал­ся в Ев­ро­пе и был за­не­сён в гол­ли­вуд­ские «чёр­ные спи­ски». Обос­но­вав­шись в Ве­ли­ко­бри­та­нии, под псев­до­ни­мом сни­мал трил­ле­ры, ок­ра­шен­ные го­ре­чью, чув­ст­вом без­на­дёж­но­сти, с ред­ки­ми ли­рич. эпи­зо­да­ми (в т. ч. на­прав­лен­ный про­тив уг­ро­зы атом­ной вой­ны трил­лер с эле­мен­та­ми на­уч. фан­та­сти­ки «Про­кля­тые», 1961). Но­вый пе­ри­од твор­че­ст­ва Л. от­ме­чен по­вы­шен­ным вни­ма­ни­ем к пси­хо­ло­гич. со­стоя­нию пер­со­на­жей, ис­пы­ты­ваю­щих эк­зи­стен­ци­аль­ный кри­зис и те­ряю­щих лич­но­ст­ную иден­тич­ность ли­бо под влия­ни­ем без­на­дёж­ной стра­сти, ли­бо вслед­ст­вие не­воз­мож­но­сти про­ти­во­сто­ять нрав­ст­вен­но­му раз­ло­же­нию тра­диц. об­ще­ст­ва («Ева», 1962; «Слу­га», 1963; «Не­сча­ст­ный слу­чай», 1967, пр. Мкф в Кан­не). Выс­шим дос­ти­же­ни­ем Л. стал ф. «По­сред­ник» (1971, пр. Мкф в Кан­не), в ко­то­ром из-под нос­таль­гич. флё­ра «пре­крас­ной эпо­хи» нач. 20 в. от­кры­ва­лись ро­ко­вые стра­сти, пре­сле­дую­щие ге­ро­ев и че­рез мн. де­ся­ти­ле­тия. В 1970-е гг. Л. ра­бо­тал в раз­ных стра­нах Ев­ро­пы и ми­ра. В Ис­па­нии снял ал­ле­го­рич. дра­му пре­сле­до­ва­ния «Ланд­шафт с фи­гу­ра­ми» (1970), в Мек­си­ке и Ита­лии – «Убий­ст­во Троц­ко­го» (1972), в Нор­вегии – «Ку­коль­ный дом» по Г. Иб­се­ну (1973), во Фран­ции (где ре­жис­сёр обос­но­вал­ся по­сле 1976) – дра­му «Ме­сье Кляйн», по­гру­жаю­щую зри­те­ля в каф­ки­ан­скую ат­мо­сфе­ру ок­ку­пи­ро­ван­но­го гит­ле­ров­ца­ми Па­ри­жа. В 1979 соз­дал фильм-опе­ру «Дон Жу­ан», при­знан­ный од­ним из луч­ших в этом жан­ре. По­сле не­уда­чи с эк­ра­ни­за­ци­ей ро­ма­на Р. Вай­я­на «Фо­рель» (1982) Л. воз­вра­тил­ся в Лон­дон (умер во вре­мя ра­бо­ты над мон­та­жом сво­его по­след­не­го филь­ма «Па­рил­ка»).

Соч.: Losey on Losey. L., [1967]; L’œil du maître. Lyon, 1994.

Лит.: Leahy J. The cinema of J. Losey. N. Y., 1967; Ledieu C. J. Losey. 2 éd. P., 1970; Le livre de Losey: entretiens avec M. Ciment. P., 1979; Caute D. J. Losey: a revenge on life. L., 1994.

Вернуться к началу