Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИХАЧЁВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

Авторы: Ю. В. Аксютин

ЛИХАЧЁВ Иван Алек­сее­вич [3(15).6.1896, сло­бо­да Озе­рен­ская Ве­нёв­ско­го у. Туль­ской губ., ны­не Ве­нёв­ско­го р-на Туль­ской обл. – 24.6.1956, Мо­ск­ва], сов. гос. и хо­зяйств. дея­тель, ор­га­ни­за­тор ав­то­мо­би­ле­строе­ния. С 1911 ра­бо­тал на Пу­ти­лов­ском за­во­де в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1915, в хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны, при­зван на во­ен. служ­бу в Бал­тий­ском фло­те. В 1917 всту­пил в ВКП(б), в Крас­ную гвар­дию в Гель­синг­фор­се. В 1918–1921 в РККА, ком. от­ря­да и упол­но­мо­чен­ный ВЧК в Мо­ск­ве. В 1921–26 управ­ляю­щий де­ла­ми Моск. гу­берн­ско­го со­ве­та проф­сою­зов. В 1926–39 и в 1940–50 ди­рек­тор 1-го гос. ав­то­мо­биль­но­го за­во­да (быв. Ав­то­мо­биль­но­го моск. об-ва) [с 1931 за­вод им. И. В. Ста­ли­на (ЗИС), с 1956 – им. И. А. Ли­ха­чё­ва (ЗИЛ), ныне Ак­цио­нер­ное моск. об-во «За­вод им. Ли­ха­чё­ва» (АМО «ЗИЛ»)]. Один из гл. ини­циа­торов рас­ши­ре­ния и ру­ко­во­ди­тель ре­кон­ст­рук­ции (пер­вая – в 1929–31) за­вода с це­лью ор­га­ни­за­ции пре­им. из отеч. ма­те­риа­лов мас­со­во­го кон­вей­ер­но­го про­из-ва гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей, не ус­ту­паю­щих ев­роп. об­раз­цам. Не­од­но­крат­но вы­ез­жал в Ев­ро­пу и США для изу­че­ния дос­ти­же­ний ав­то­мо­биль­но­го про­из-ва, ор­га­ни­за­ции тру­да кон­вей­ер­ным спо­собом. В хо­де вто­рой ре­кон­ст­рук­ции (1933–37) стре­мил­ся соз­дать ус­ло­вия для са­мо­сто­ят. про­ек­ти­ро­ва­ния ма­шин (вы­пус­ка­лись по ли­цен­зии итал. фир­мы «Фи­ат», ку­п­лен­ной в 1916 быв. вла­дель­ца­ми и строи­те­ля­ми за­во­да Ря­бу­шин­ски­ми, за­тем по ли­цен­зи­он­ной вер­сии амер. гру­зо­ви­ков «Autocar»), со­вер­шен­ст­во­ва­ния тех­но­ло­гии и рас­ши­ре­ния ти­па­жа вы­пус­кае­мых ав­то­мо­би­лей. На­ла­дил кон­вей­ер­ное про­из-во из отеч. де­та­лей гру­зо­ви­ков АМО-3 (с 1931), ЗИС-5 (с 1934) и его мо­ди­фи­ка­ций, пер­во­го отеч. 7-ме­ст­но­го ли­му­зи­на ЗИС-101 по на­тур­но­му об­раз­цу амер. лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля «Бью­ик» (с 1936). К кон. 1938 ру­ко­води­мый Л. ЗИС вы­пус­кал в год ок. 70 тыс. ма­шин разл. мо­де­лей и их мо­дифи­ка­ций, спро­ек­ти­ро­ван­ных за­во­д­ски­ми кон­ст­рук­то­ра­ми. Нар­ком сред­не­го ма­ши­но­строе­ния СССР (1939–40). Чл. ЦК ВКП(б) (1939–41; в 1956 кан­ди­дат в чле­ны ЦК КПСС).

В Вел. Отеч. вой­ну ру­ко­во­дил эва­куа­ци­ей зна­чит. час­ти пред­при­ятия [в 1941 за­вод с ос­тав­шим­ся обо­ру­до­ва­ни­ем был под­го­тов­лен к ли­к­ви­да­ции, но про­дол­жал ра­бо­тать, вы­пус­кая сна­ря­ды, ми­ны, ми­но­мё­ты, пис­то­ле­ты-пу­ле­мё­ты Шпа­ги­на (ППШ)], соз­да­ни­ем 4 фи­лиа­лов, впо­след­ст­вии вы­рос­ших в са­мо­сто­ят. про­из­вод­ст­ва: Ми­ас­ский ав­то­мо­тор­ный (ны­не Ураль­ский ав­то­мо­биль­ный) за­вод (ав­то­мо­би­ли «Урал»), Уль­я­нов­ский ав­то­мо­биль­ный за­вод (ав­то­мо­би­ли УАЗ), Че­ля­бин­ский куз­неч­но-прес­со­вый и Шад­рин­ский ав­то­аг­ре­гат­ный за­во­ды. В 1942 до­бил­ся во­зоб­нов­ле­ния на ЗИСе вы­пус­ка гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М, са­ни­тар­ных ав­то­бу­сов ЗИС-16С, ор­га­ни­зо­вал сбор­ку по­сту­пав­ших из США по ленд-ли­зу «сту­де­бек­ке­ров» – ав­то­мо­би­лей по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти.

Ру­ко­во­дил треть­ей ре­кон­ст­рук­ци­ей за­во­да (1946–49) для про­из-ва гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей ЗИС-150, ЗИС-151, гор. ав­то­бу­сов ЗИС-154, ЗИС-155, ве­ло­си­пе­дов «Про­гресс» и пер­вых в СССР хо­ло­диль­ни­ков ТХ-2 «ЗИС-Мо­ск­ва». Сто­рон­ник со­кра­ще­ния ко­ли­че­ст­ва пла­но­вых по­ка­за­те­лей и от­чёт­ной до­ку­мен­та­ции, пре­дос­тав­ле­ния боль­шей са­мо­стоя­тель­но­сти пред­при­яти­ям и их ру­ко­во­ди­те­лям. Снят с по­ста ди­рек­то­ра в свя­зи с аре­ста­ми сотруд­ни­ков ЗИСа по т. н. де­лу о Евр. ан­ти­фа­ши­ст­ском к-те. В 1950–53 ди­рек­тор за­во­да № 41 Мин-ва авиа­ци­он­ной пром-сти СССР (ны­не ОАО «Моск. ма­ши­но­стро­ит. за­вод "Аван­гард"»), осу­ще­ст­вил мо­дер­ни­за­цию пред­при­ятия. В 1953–56 мин. ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та и шос­сей­ных до­рог СССР.

Гос. пр. СССР (1949). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1933, 1944, 1946, 1949, 1956).

Ур­на с пра­хом – в Крем­лёв­ской сте­не.

Лит.: Ис­то­рия Мо­с­ков­ско­го ав­то­за­во­да им. Ли­ха­че­ва. М., 1966; Доб­ро­воль­ский Е. Н. Да­ешь ав­то­мо­биль!: До­ку­мен­таль­ная по­весть. М., 1971; Ди­рек­тор. И. А. Ли­ха­чев в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. И. А. Ли­ха­чев о за­во­де и о се­бе / Ред. В. А. Кра­силь­ни­ков и др. М., 1971; Ле­он­ть­е­ва Т. К. Ли­ха­чев. 2-е изд. М., 1987.

Вернуться к началу