Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕО́НОВ ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 281

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Кудрявцев
Е. П. Леонов в телефильме «Обыкновенное чудо».

ЛЕО́НОВ Ев­ге­ний Пав­ло­вич (2.9.1926, Мо­ск­ва – 29.1.1994, там же), рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1978). В 1947 окон­чил Моск. те­ат­раль­ную сту­дию (дра­ма­тич. от­де­ле­ние, мас­тер­ская А. А. Гон­ча­ро­ва, Е. М. Ше­ре­меть­е­вой), в 1948–68 в Моск. дра­ма­тич. те­ат­ре им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го. Доб­ро­душ­ная внеш­ность и не­за­уряд­ный ко­ме­дий­ный та­лант при­нес­ли Л. ши­ро­кое при­зна­ние с са­мых пер­вых ро­лей (Ла­рио­сик – «Дни Тур­би­ных» М. А. Бул­га­ко­ва, и др.), не по­ме­шав в даль­ней­шем рас­крыть­ся его тра­ге­дий­но­му да­ро­ва­нию (Кре­он – «Ан­ти­го­на» Ж. Ануя, и др.). Ши­ро­та ак­тёр­ско­го диа­па­зо­на про­яви­лась в луч­ших ро­лях, сыг­ран­ных в Моск. те­ат­ре им. Вл. Мая­ков­ско­го, где Л. ра­бо­тал в 1968–72 (Ва­ню­шин – «Де­ти Ва­ню­ши­на» С. А. Най­дё­но­ва, Сан­чо Пан­са – «Че­ло­век из Ла­ман­чи» Д. Вас­сер­ма­на и Дж. Дэ­рио­на, муз. М. Ли), и в Моск. те­ат­ре им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла (с 1990 «Лен­ком»; Л. в труп­пе с 1974): Ива­нов («Ива­нов» А. П. Че­хо­ва), Во­жак («Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» В. В. Виш­нев­ско­го), Те­вье («По­ми­наль­ная мо­лит­ва» Г. И. Го­ри­на по Шо­лом-Алей­хе­му; Гос. пр. РФ, 1992) и др. В ки­но с 1947. Глу­бо­кий дра­ма­тизм об­раза Яко­ва Ши­бал­ка («Дон­ская по­весть») стал не­ожи­дан­ным для мно­гих, ви­дев­ших в Л. од­но­го из яр­чай­ших отеч. ко­ми­ков («По­ло­са­тый рейс» и др.). С сер. 1960-х гг. он всё боль­ше тя­го­тел к тра­ги­ко­ме­дии: ро­ли в филь­мах Г. Н. Да­не­лии («Три­дцать три»; «Афо­ня»; «Осен­ний ма­ра­фон», Гос. пр. РСФСР, 1981; «Кин-дза-дза»; «Нас­тя» и др.), Э. А. Ря­за­но­ва («Зиг­заг уда­чи», «О бед­ном гу­са­ре за­мол­ви­те сло­во»), В. В. Мель­ни­ко­ва («Стар­ший сын», «Же­нить­ба», «От­пуск в сен­тяб­ре») и др. На кон­тра­сте внеш­не­го бла­го­ду­шия и внутр. ущерб­но­сти соз­да­ны об­ра­зы в филь­мах М. А. За­ха­ро­ва («Обык­но­вен­ное чу­до», «Дом, ко­то­рый по­стро­ил Свифт», «Убить Дра­ко­на»). Сре­ди луч­ших ра­бот так­же ро­ли в филь­мах: «Бе­ло­рус­ский во­кзал», «Джент­ль­ме­ны уда­чи», «Го­ри, го­ри, моя звез­да», «Пре­мия» (Гос. пр. СССР, 1976). Мно­го оз­ву­чи­вал ани­мац. филь­мы; все­на­род­но лю­би­мой ста­ла роль Вин­ни-Пу­ха.

Соч.: Пись­ма сы­ну. М., 1992.

Лит.: Пав­ло­ва М., Бо­ров­ков В., Дуб­ров­ский В. Е. Ле­о­нов. [М.], 1970; Ак­те­ры со­вет­ско­го ки­но. М., 1971. Вып. 7; Сир­кес П. Е. Ле­о­нов: ак­тер смот­рит в свое серд­це. М., 1991; Ис­маи­ло­ва Н. Х. Е. Ле­о­нов. М., 1995; Е. Ле­о­нов. М., 1998; Е. Ле­о­нов: Днев­ни­ки, пись­ма, вос­по­ми­на­ния. М., 2000.

Вернуться к началу