Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУРА́СИКИ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Хропов

КУРА́СИКИ, го­род в Япо­нии, пре­фек­ту­ра Окая­ма. Нас. 477,9 тыс. чел. (2009). Рас­по­ло­жен на юго-за­па­де о. Хон­сю, у впа­де­ния р. Та­ка­ха­си во Внут­рен­нее Япон­ское мо­ре. Транс­порт­ный узел. Че­рез К. про­хо­дят: ли­ния «То­кай­до-Санъё» (То­кио – Фу­куо­ка) вы­со­ко­ско­ро­ст­ной ж. д. «Син­кан­сен» (1975), ав­то­стра­ды «Санъё» (1988; Ко­бе – Си­мо­но­се­ки) и «Се­то – Тюо» (Ку­ра­си­ки – Са­каи­де; её уча­сток Се­то – Оха­си – сис­те­ма из 6 двухъ­я­рус­ных мос­тов и 5 виа­ду­ков, 1978–88; об­щая дли­на 13,1 км; обес­пе­чи­ва­ет ав­то­мо­биль­ное и ж.-д. со­об­ще­ние К. с г. Са­каи­де на сев. бе­ре­гу о. Си­ко­ку). Мор. порт Мид­зу­си­ма (ад­ми­ни­ст­ра­тив­но объ­е­ди­ня­ет две га­ва­ни и кон­тей­нер­ный тер­ми­нал на ис­кусств. ост­ро­ве).

В пе­ри­од Хэй­ан (794–1185) по­се­ле­ние на мес­те бу­ду­ще­го го­ро­да бы­ло аре­ной борь­бы кла­нов Ми­на­мо­то (Гэнд­зи) и Тай­ра. В эпо­ху Эдо (1603–1868) по­лу­чил раз­ви­тие как порт и тор­го­вый центр; не­по­сред­ст­вен­но под­чи­нял­ся сё­гу­на­ту. Ста­тус го­ро­да с апр. 1928. В авг. 2005 в со­став К. вклю­че­ны го­ро­да Ма­би и Фу­нао.

В цен­тре К. – ста­рин­ный тор­го­вый квар­тал Би­кан с кры­ты­ми че­ре­пи­цей зда­ния­ми скла­дов («ку­ра») и до­ма­ми тор­гов­цев («ма­чия») 17–18 вв., в т. ч. до­ма Оха­ра (1795) и Оха­си (1796). Мно­го­функ­цио­наль­ный ком­плекс «Ку­ра­си­ки Ай­ви-сквер» (кир­пич­ное зда­ние тек­стиль­ной фаб­ри­ки, 1888, ре­кон­ст­рук­ция – арх. Сид­зу­та­ро Ура­бе, 1974). Зда­ние му­ни­ци­па­ли­те­та К. (1958–60, арх. Кэн­дзо Тан­гэ). Ун-ты (не­го­су­дарств.): Са­куё (1930; совр. ста­тус с 1966), мед. ухо­да (1991), нау­ки и ис­кус­ст­ва (1995), Окая­ма-Га­ку­ин (2002). Му­зеи: ху­до­же­ст­вен­ный Оха­ра (1930; пер­вый в Япо­нии му­зей зап. иск-ва; в зда­нии 1930 в сти­ле не­оклас­си­циз­ма, но­вое кры­ло, 1961, арх. Ура­бе), ху­дож. ре­мё­сел (1948), ар­хео­ло­гич. (1950; оба – в ре­кон­ст­руи­ро­ван­ных зда­ни­ях скла­дов), го­род­ской ху­до­же­ст­вен­ный (1983), иг­руш­ки (св. 40 тыс. нар. иг­ру­шек и ку­кол из раз­ных стран), ме­чей (2002).

Круп­ный пром. центр. Наи­бо­лее раз­ви­ты неф­те­пе­ре­ра­бот­ка (дей­ст­ву­ют 2 НПЗ: «ENEOS» ком­па­нии «Nippon Oil Corp.», мощ­ность 250 тыс. барр./сут, и «JOMO» ком­па­нии «Japan Energy Corp.», 205 тыс. барр./сут), чёр­ная ме­тал­лур­гия (пред­при­ятия «JFE Steel Corp.», «Tokyo Steel Manufacturing Co.»), ма­ши­но­строе­ние (пред­при­ятия ком­па­ний «Su­mitomo Hea­vy Industries» – разл. пром. обо­ру­до­ва­ние, в т. ч. прес­сы для пла­ст­масс, сис­те­мы об­ра­бот­ки ма­те­риа­лов; «Mi­tsu­bi­shi Motors Corp.» – ав­то­мо­би­ли) и хи­ми­че­ская пром-сть (ком­па­нии «Mi­tsubishi Che­mical Corp.» и др.; про­из-во син­те­тич. во­ло­кон – «Kuraray Co., Ltd.»). Про­из-во строй­ма­те­риа­лов. ТЭС «Та­ма­си­ма» (мощ­ность 120 МВт) и «Мид­зу­си­ма» (72 МВт).

Вернуться к началу