Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КСИ́РГУ МАРГАРИТА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 189

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. А. Некрасова

КСИ́РГУ (Xirgu) Мар­га­ри­та (18.7.1888, с. Мо­линс-де-Рей, Ка­та­ло­ния – 25.4.1969, Мон­те­ви­део; в 1988 прах пе­ре­за­хо­ро­нен в с. Мо­линс-де-Рей), исп. ак­три­са, ре­жис­сёр, пе­да­гог. Дочь ра­бо­че­го, К. в юно­сти на­ча­ла иг­рать на лю­би­тель­ских сце­нах в Бар­се­ло­не в пье­сах ме­ст­ных ав­то­ров на ка­та­лан­ском яз.; в 1906 из­вест­ность ей при­нес­ла роль Блан­ки («Мо­ре и не­бо» А. Ги­ме­ры, те­атр «Ро­меа»). В 1908–14 вы­сту­па­ла в «Те­ат­ро Прин­си­паль» (Бар­се­ло­на), про­сла­ви­лась в «Са­ло­мее» О. Уай­ль­да, «Мо­ло­дой ко­ро­ле­ве» Ги­ме­ры и др. совр. дра­мах. В 1911 соз­да­ла в Бар­се­ло­не свою труп­пу. С 1914 в Мад­ри­де. Вы­сту­п­ле­ния в «Го­лу­бом дво­ре» С. Ру­синь­о­ля и в «Элек­тре» Г. фон Гоф­ман­ста­ля («Те­ат­ро де ла Прин­се­са») при­нес­ли К. при­зна­ние творч. эли­ты и мас­со­вой пуб­ли­ки. Для неё пи­са­ли пье­сы клас­си­ки исп. лит-ры Б. Пе­рес Галь­дос, Х. Бе­на­вен­те-и-Мар­ти­нес, а так­же пи­са­те­ли «по­ко­ле­ния 98-го го­да». К. об­но­ви­ла тра­ди­ции исп. сце­ны. Её иг­ре бы­ли при­су­щи чер­ты сти­ля мо­дерн, жи­во­пис­ность ри­сун­ка ро­ли в со­че­та­нии с глу­бо­ким чув­ст­вом, яр­кая ори­ги­наль­ность об­ра­зов. Она тя­го­те­ла к тра­ге­дии и по­этич. дра­ме, но иг­ра­ла так­же в по­пу­ляр­ных ме­ло­дра­мах, ко­ме­ди­ях, в ко­то­рых про­яви­ла бле­стя­щее вла­де­ние нар. пе­сен­но-тан­це­валь­ным сти­лем. Об­ще­на­цио­наль­ное при­зна­ние по­лу­чи­ла в пе­ри­од Рес­пуб­ли­ки.

Вер­шин­ны­ми в твор­че­ст­ве К. ста­ли ро­ли в дра­мах Ф. Гар­сия Лор­ки: «Марь­я­на Пи­не­да» (Бар­се­ло­на, те­атр «Гойя»), «Чу­дес­ная баш­мач­ни­ца» (Мад­рид, те­атр «Ка­ра­коль»), «Йер­ма» (Мад­рид, «Те­ат­ро Эс­пань­оль»), «Кро­ва­вая свадь­ба» и «До­нья Ро­си­та, или Язык цве­тов» (Бар­се­ло­на, «Те­ат­ро Прин­си­паль»). В 1933 на сце­не др.-рим. те­ат­ра в Ме­ри­де К. сыг­ра­ла свою круп­ней­шую тра­гич. роль – Ме­дею («Ме­дея» Се­не­ки в об­ра­бот­ке М. де Уна­му­но). В 1930–35 совм. с С. Ри­ва­сом Че­ри­фом воз­глав­ля­ла «Те­ат­ро Эс­пань­оль». В 1936 не вер­ну­лась из оче­ред­но­го тур­не по Лат. Аме­ри­ке в свя­зи с при­хо­дом к вла­сти в Ис­па­нии ген. Ф. Фран­ко. В Ар­ген­ти­не, Уруг­вае, Чи­ли она про­дол­жи­ла творч. дея­тель­ность как ак­три­са, ре­жис­сёр и те­ат­раль­ный пе­да­гог, про­па­ган­ди­руя исп. иск-во. Сре­ди её по­ста­но­вок: «Урод» Р. Аль­бер­ти и «Ут­рен­няя фея» А. Ка­со­ны (обе 1944, «Те­ат­ро Аве­ни­да», Бу­энос-Ай­рес), «Дом Бер­нар­ды Аль­бы» Гар­сия Лор­ки (1945, там же; роль Бер­нар­ды, 1-я по­ста­нов­ка пье­сы), «Бе­зум­ная из Шайо» Ж. Жи­ро­ду (1951, «Те­ат­ро Со­лис», Мон­те­ви­део; гл. роль), «Фу­эн­те Ове­ху­на» Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо (1953, там же); «Мак­бет» У. Шек­спи­ра (1954, там же; роль ле­ди Мак­бет); «Се­ле­сти­на» Ф. де Ро­ха­са (1956, «Сер­ван­тес», Бу­энос-Ай­рес; гл. роль); «Йер­ма» Гар­сия Лор­ки (1963, «Сан-Мар­тин», Бу­энос-Ай­рес). В 1909–16 сни­ма­лась в ки­но.

Лит.: Guansé D. M. Xirgu. Barcelona, 1963; Rod­rigo A. M. Xirgu y su teatro. Barcelona, 1974; idem. M. Xirgu: [Una biografía]. Barcelona, 2005; Gil Fombellida M. C. R. Cherif, M. Xirgu y el teatro de la II Repúblico. Ma­drid, 2003.

Вернуться к началу