Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕДИ́ТНО-ДЕ́НЕЖНАЯ ПОЛИ́ТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 671

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Абрамова

КРЕДИ́ТНО-ДЕ́НЕЖНАЯ ПОЛИ́ТИКА (КДП), од­но из на­прав­ле­ний гос. эко­но­мич. по­ли­ти­ки, раз­ра­ба­ты­вае­мой цен­траль­ным бан­ком стра­ны со­вме­ст­но с пра­ви­тель­ст­вом. В об­щем ви­де цель КДП сов­па­да­ет с це­лью эко­но­мич. по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва, но име­ет спе­ци­фич. про­ме­жу­точ­ные или так­ти­че­ские це­ли (напр., тар­ге­ти­ро­ва­ние ин­фля­ции, ста­би­ли­за­ция ва­лют­но­го кур­са и т. п.) в свя­зи с осо­бы­ми объ­ек­та­ми и субъ­ек­та­ми КДП.

Объ­ек­та­ми КДП яв­ля­ют­ся спрос и пред­ло­же­ние на де­неж­ном рын­ке. Вы­бор про­ме­жу­точ­ных це­лей КДП мо­жет по­вли­ять на со­стоя­ние де­неж­но­го рын­ка че­рез фор­ми­ро­ва­ние как пред­ло­же­ния, так и спро­са на день­ги. Субъ­ек­та­ми КДП вы­сту­па­ют пре­ж­де все­го цен­траль­ный банк в со­от­вет­ст­вии с при­су­щи­ми ему функ­ция­ми про­вод­ни­ка гос. КДП и ком­мерч. бан­ки.

На­прав­ле­ния­ми КДП мо­гут быть кре­дит­ная экс­пан­сия или кре­дит­ная ре­ст­рик­ция. Кре­дит­ная экс­пан­сия цен­траль­но­го бан­ка уве­ли­чи­ва­ет ре­сур­сы ком­мерч. бан­ков, ко­то­рые в ре­зуль­та­те вы­да­вае­мых кре­ди­тов уве­ли­чи­ва­ют об­щую мас­су де­нег в обо­ро­те. Кре­дит­ная ре­ст­рик­ция вле­чёт за со­бой ог­ра­ни­че­ние воз­мож­но­стей ком­мерч. бан­ков по вы­да­че кре­ди­тов и тем са­мым – по на­сы­ще­нию эко­но­ми­ки де­неж­ны­ми ре­сур­са­ми.

Ме­то­ды КДП – это со­во­куп­ность спо­со­бов, ин­ст­ру­мен­тов воз­дей­ст­вия субъ­ек­тов де­неж­но-кре­дит­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния на объ­ек­ты для дос­ти­же­ния по­став­лен­ных це­лей. Ме­то­ды про­ве­де­ния по­все­днев­ной КДП на­зы­ва­ют так­же так­тич. це­ля­ми КДП. Это воз­дей­ст­вие осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью ин­ст­ру­мен­тов КДП. Под ин­ст­ру­мен­том КДП по­ни­ма­ют сред­ст­во, спо­соб воз­дей­ст­вия цен­траль­но­го бан­ка как ор­га­на де­неж­но-кре­дит­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния на объ­ек­ты КДП. При­ме­ня­ют­ся пря­мые и кос­вен­ные ме­то­ды. Пря­мые ме­то­ды но­сят ха­рак­тер адм. мер в фор­ме разл. ди­рек­тив цен­траль­но­го бан­ка, ка­саю­щих­ся объ­ё­ма де­неж­но­го пред­ло­же­ния и це­ны на фи­нан­со­вом рын­ке. Реа­ли­за­ция этих мер да­ёт наи­бо­лее бы­ст­рый эф­фект с точ­ки зре­ния кон­тро­ля цен­траль­но­го бан­ка за це­ной или макс. объ­ё­мом де­по­зи­тов и кре­ди­тов, осо­бен­но в ус­ло­ви­ях эко­но­мич. кри­зи­са. Од­на­ко со вре­ме­нем пря­мые ме­то­ды воз­дей­ст­вия в слу­чае «не­бла­го­при­ят­но­го» с точ­ки зре­ния хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов влия­ния на их дея­тель­ность мо­гут вы­звать пе­ре­лив, от­ток фи­нан­со­вых ре­сур­сов в «те­не­вую эко­но­ми­ку» или за ру­беж. Кос­вен­ные ме­то­ды ре­гу­ли­ро­ва­ния де­неж­но-кре­дит­ной сфе­ры воз­дей­ст­ву­ют на мо­ти­ва­цию по­ве­де­ния хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов при по­мо­щи ры­ноч­ных ме­ха­низ­мов. Ес­те­ст­вен­но, что эф­фек­тив­ность ис­поль­зо­ва­ния кос­вен­ных ме­то­дов ре­гу­ли­ро­ва­ния тес­но свя­за­на со сте­пе­нью раз­ви­тия де­неж­но­го рын­ка. В пе­ре­ход­ных эко­но­ми­ках, осо­бен­но на пер­вых эта­пах пре­об­ра­зо­ва­ний, ис­поль­зу­ют­ся как пря­мые, так и кос­вен­ные ин­ст­ру­мен­ты с по­сте­пен­ным вы­тес­не­ни­ем пер­вых вто­ры­ми.

По­ми­мо де­ле­ния ме­то­дов КДП на пря­мые и кос­вен­ные, раз­ли­ча­ют так­же об­щие и се­лек­тив­ные. Об­щие ме­то­ды яв­ля­ют­ся пре­им. кос­вен­ны­ми, ока­зы­ваю­щи­ми влия­ние на де­неж­ный ры­нок в це­лом. Се­лек­тив­ные ме­то­ды ре­гу­ли­ру­ют кон­крет­ные ви­ды кре­ди­та и но­сят в осн. ди­рек­тив­ный ха­рак­тер. Их на­зна­че­ние свя­за­но с ре­ше­ни­ем ча­ст­ных за­дач, та­ких, напр., как ог­ра­ни­че­ние вы­да­чи ссуд не­ко­то­ры­ми бан­ка­ми или ог­ра­ни­че­ние вы­да­чи отд. ви­дов ссуд, ре­фи­нан­си­ро­ва­ние на льгот­ных ус­ло­ви­ях от­дель­ных ком­мерч. бан­ков и т. д.

В ми­ро­вой эко­но­мич. прак­ти­ке цен­траль­ные бан­ки ис­поль­зу­ют сле­дую­щие ин­ст­ру­мен­ты КДП: из­ме­не­ние нор­ма­ти­ва обя­за­тель­ных ре­зер­вов, или т. н. «ре­зерв­ных тре­бо­ва­ний»; про­цент­ную по­ли­ти­ку цен­траль­но­го бан­ка, т. е. из­ме­не­ние ме­ха­низ­ма за­им­ст­во­ва­ния средств ком­мерч. бан­ка­ми у цен­траль­но­го бан­ка или де­по­ни­ро­ва­ния средств ком­мерч. бан­ков в цен­траль­ном бан­ке; опе­ра­ции на от­кры­том рын­ке с гос. цен­ны­ми бу­ма­га­ми.

Обя­за­тель­ные ре­зер­вы пред­став­ля­ют со­бой про­цент­ную до­лю от обя­за­тельств ком­мерч. бан­ка. Эти ре­зер­вы ком­мерч. бан­ки обя­за­ны хра­нить в цен­траль­ном бан­ке. Ис­то­ри­че­ски обя­за­тель­ные ре­зер­вы рас­смат­ри­ва­лись цен­траль­ны­ми бан­ка­ми как эко­но­мич. ин­ст­ру­мент, при­зван­ный обес­пе­чить ком­мерч. бан­кам дос­та­точ­ную ли­к­вид­ность в слу­чае мас­со­во­го изъ­я­тия де­по­зи­тов, пре­дот­вра­тить не­пла­тё­же­спо­соб­ность ком­мерч. бан­ка и тем са­мым за­щи­тить ин­те­ре­сы его кли­ен­тов, вклад­чи­ков и кор­рес­пон­ден­тов. Од­на­ко ны­не из­ме­не­ние нор­мы обя­за­тель­ных ре­зер­вов, или ре­зерв­ных тре­бо­ва­ний, ком­мерч. бан­ков ис­поль­зу­ет­ся как наи­бо­лее про­стой ин­ст­ру­мент, при­ме­няе­мый в це­лях бы­ст­рой на­строй­ки де­неж­но-кре­дит­ной сфе­ры.

Про­цент­ная по­ли­ти­ка цен­траль­но­го бан­ка мо­жет быть пред­став­ле­на дву­мя на­прав­ле­ния­ми: как по­ли­ти­ка ре­гу­ли­ро­ва­ния зай­мов ком­мерч. бан­ков у цен­траль­но­го бан­ка и как де­по­зит­ная по­лити­ка цен­траль­но­го бан­ка. Она мо­жет так­же на­зы­вать­ся по­ли­ти­кой учёт­ной став­ки (или став­ки ре­фи­нан­си­ро­ва­ния). Учёт­ную став­ку ус­та­нав­ли­ва­ет цен­траль­ный банк. Умень­ше­ние её де­ла­ет для ком­мерч. бан­ков зай­мы де­шё­вы­ми. При по­лу­че­нии кре­ди­та ком­мерч. бан­ка­ми уве­ли­чи­ва­ют­ся их ре­зер­вы, что при­во­дит к муль­ти­пли­ка­ци­он­но­му уве­ли­че­нию ко­ли­че­ст­ва де­нег в об­ра­ще­нии.

Де­по­зит­ные опе­ра­ции цен­траль­но­го бан­ка по­зво­ля­ют ком­мерч. бан­кам по­лу­чать до­ход от т. н. сво­бод­ных, или избы­точ­ных, ре­зер­вов, а цен­траль­но­му бан­ку – вли­ять на раз­мер де­неж­но­го пред­ло­же­ния. Опе­ра­ции цен­траль­но­го бан­ка на от­кры­том рын­ке яв­ля­ют­ся в ми­ро­вой эко­но­мич. прак­ти­ке осн. ин­ст­ру­мен­том де­неж­но-кре­дит­ной по­ли­ти­ки. Цен­траль­ный банк про­да­ёт или по­ку­пает по за­ра­нее ус­та­нов­лен­но­му кур­су цен­ные бу­ма­ги, в т. ч. го­су­дар­ст­вен­ные, фор­ми­рую­щие внутр. долг стра­ны. Этот ин­ст­ру­мент счи­та­ет­ся наи­бо­лее гиб­ким ин­ст­ру­мен­том ре­гу­ли­ро­ва­ния кре­дит­ных вло­же­ний и ли­к­вид­но­сти ком­мерч. бан­ков. Рас­смот­рен­ные ин­ст­ру­мен­ты КДП ис­поль­зу­ют­ся цен­траль­ным бан­ком обыч­но в ком­плек­се в со­от­вет­ст­вии с её це­лью. Оп­ти­маль­ная ком­би­на­ция ин­ст­ру­мен­тов КДП за­ви­сит от ста­дии раз­ви­тия и струк­ту­ры фи­нан­со­вых рын­ков, от ро­ли цен­траль­но­го бан­ка в эко­но­ми­ке стра­ны. Кро­ме тра­диц. де­неж­но-кре­дит­ных ин­ст­ру­мен­тов, в рам­ках КДП мо­жет про­во­дить­ся и ус­та­нов­ле­ние ори­ен­ти­ров рос­та де­неж­ной мас­сы, осу­ще­ст­в­лять­ся ва­лют­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние.

Лит. см. при ст. Кре­дит.

Вернуться к началу