КРЕДИ́ТНО-ДЕ́НЕЖНАЯ ПОЛИ́ТИКА
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕДИ́ТНО-ДЕ́НЕЖНАЯ ПОЛИ́ТИКА (КДП), одно из направлений гос. экономич. политики, разрабатываемой центральным банком страны совместно с правительством. В общем виде цель КДП совпадает с целью экономич. политики государства, но имеет специфич. промежуточные или тактические цели (напр., таргетирование инфляции, стабилизация валютного курса и т. п.) в связи с особыми объектами и субъектами КДП.
Объектами КДП являются спрос и предложение на денежном рынке. Выбор промежуточных целей КДП может повлиять на состояние денежного рынка через формирование как предложения, так и спроса на деньги. Субъектами КДП выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника гос. КДП и коммерч. банки.
Направлениями КДП могут быть кредитная экспансия или кредитная рестрикция. Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерч. банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечёт за собой ограничение возможностей коммерч. банков по выдаче кредитов и тем самым – по насыщению экономики денежными ресурсами.
Методы КДП – это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитного регулирования на объекты для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной КДП называют также тактич. целями КДП. Это воздействие осуществляется с помощью инструментов КДП. Под инструментом КДП понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты КДП. Применяются прямые и косвенные методы. Прямые методы носят характер адм. мер в форме разл. директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер даёт наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или макс. объёмом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономич. кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов влияния на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.
Помимо деления методов КДП на прямые и косвенные, различают также общие и селективные. Общие методы являются преим. косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в осн. директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, напр., как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отд. видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерч. банков и т. д.
В мировой экономич. практике центральные банки используют следующие инструменты КДП: изменение норматива обязательных резервов, или т. н. «резервных требований»; процентную политику центрального банка, т. е. изменение механизма заимствования средств коммерч. банками у центрального банка или депонирования средств коммерч. банков в центральном банке; операции на открытом рынке с гос. ценными бумагами.
Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерч. банка. Эти резервы коммерч. банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономич. инструмент, призванный обеспечить коммерч. банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, предотвратить неплатёжеспособность коммерч. банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако ныне изменение нормы обязательных резервов, или резервных требований, коммерч. банков используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях быстрой настройки денежно-кредитной сферы.
Процентная политика центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерч. банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Она может также называться политикой учётной ставки (или ставки рефинансирования). Учётную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение её делает для коммерч. банков займы дешёвыми. При получении кредита коммерч. банками увеличиваются их резервы, что приводит к мультипликационному увеличению количества денег в обращении.
Депозитные операции центрального банка позволяют коммерч. банкам получать доход от т. н. свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку – влиять на размер денежного предложения. Операции центрального банка на открытом рынке являются в мировой экономич. практике осн. инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продаёт или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в т. ч. государственные, формирующие внутр. долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерч. банков. Рассмотренные инструменты КДП используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с её целью. Оптимальная комбинация инструментов КДП зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, от роли центрального банка в экономике страны. Кроме традиц. денежно-кредитных инструментов, в рамках КДП может проводиться и установление ориентиров роста денежной массы, осуществляться валютное регулирование.