Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРМА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 318

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

КОРМА́ суд­на, зад­няя око­неч­ность кор­пу­са суд­на. Фор­ма по­гру­жён­ной час­ти К. ока­зы­ва­ет влия­ние на со­про­тив­ле­ние во­ды дви­же­нию суд­на (при не­дос­та­точ­ном за­ост­ре­нии К. со­про­тив­ле­ние во­ды воз­рас­та­ет), эф­фек­тив­ность ра­бо­ты дви­жите­лей, управ­ляе­мость суд­на и его ус­той­чи­вость на кур­се. Пол­но­та кор­мо­вой око­неч­но­сти в над­вод­ной час­ти суд­на, а так­же фор­ма и раз­ме­ры па­лу­бы оп­ре­де­ля­ют­ся из ус­ло­вий раз­ме­ще­ния на па­лу­бе и в кор­мо­вом от­се­ке (ах­тер­пи­ке) эле­мен­тов ру­ле­во­го, кор­мо­во­го якор­но­го, бук­сир­но­го и швар­тов­но­го уст­ройств суд­на.

Фор­ма К. во­до­из­ме­щаю­щих су­дов в зна­чит. ме­ре за­ви­сит от ти­па и ко­ли­че­ст­ва дви­жи­те­лей. У мор. су­дов раз­ли­ча­ют К. обык­но­вен­ную (эл­лип­ти­че­скую) со све­сом над во­дой (под­зо­ром) для за­щи­ты ру­ля от уда­ров, крей­сер­скую (ха­рак­те­ри­зу­ет­ся бо­лее про­тя­жён­ным, час­тич­но по­гру­жён­ным в во­ду све­сом) и тран­це­вую (с пло­ским сре­зом). У од­но­вин­то­вых мор. су­дов в ах­тер­штев­не де­ла­ют спец. вы­рез для раз­ме­ще­ния греб­но­го вин­та. У реч­ных су­дов, от­ли­чаю­щих­ся от мор­ских бóль­шим от­но­ше­ни­ем ши­ри­ны кор­пу­са к осад­ке, К. наи­бо­лее час­то име­ет лож­ко­об­раз­ную фор­му. У су­дов, экс­плуа­ти­руе­мых на ог­ра­ни­чен­ном по глу­би­не фар­ва­те­ре, К. мо­жет быть тун­нель­ной, что по­зво­ля­ет раз­мес­тить греб­ные вин­ты оп­ти­маль­но­го диа­мет­ра. Фор­ма К. не­са­мо­ход­ных су­дов де­ла­ет­ся упро­щён­ной, обыч­но сан­ной, вслед­ст­вие че­го об­те­ка­ние барж в кор­мо­вой час­ти со­про­во­ж­да­ет­ся силь­ным вих­ре­об­ра­зо­ва­ни­ем, что при­во­дит к су­ще­ст­вен­но­му воз­рас­та­нию со­про­тив­ле­ния во­ды. Так­же уп­ро­щён­ной фор­мы К. у су­дов с крыль­ча­ты­ми дви­жи­те­ля­ми.

Вернуться к началу