Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́ВЕНТРИ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 384

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Мереминский (история), В. М. Сокольский
Ковентри. Панорама центра города.

КО́ВЕНТРИ (Coventry), го­род в Ве­ли­ко­бри­та­нии, в Центр. Анг­лии, в метрополитенском графстве Уэст-Мид­лен­дс; с 1986 име­ет ста­тус уни­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния. Нас. 306 тыс. чел. (2007; ок. 25% им­ми­гран­ты); со­сед­ст­ву­ет с За­пад­но-Мид­ленд­ской ко­нур­ба­ци­ей (центр – Бир­мин­гем; от­де­лён от неё сплош­ным «зе­лё­ным поя­сом» ши­ри­ной ок. 25 км). Круп­ный узел ав­то- и ж.-д. ма­ги­ст­ра­лей, свя­зы­ваю­щих Лон­дон с се­ве­ром Анг­лии и Шот­лан­ди­ей. Со­еди­нён ка­на­ла­ми с сис­те­ма­ми рек Трент-Мер­си, Се­верн и Тем­за (ис­поль­зу­ют­ся в рек­реа­ци­он­ных це­лях). Авиа­пе­ре­воз­ки об­слу­жи­ва­ют аэ­ро­порт К. (близ го­ро­да) и ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Бир­мин­ге­ма (в 17 км).

Руины собора Святого Михаила (кон. 14 – нач. 15 вв.).

Воз­ник во­круг ос­но­ван­но­го ок. 700 жен­ско­го мо­на­сты­ря (раз­ру­шен ви­кин­га­ми в 1016). В 1043 эрл Мер­сии Ле­оф­рик (1023–57) и его же­на Год­ги­ву (Го­ди­ва) ос­но­ва­ли на том же мес­те бе­не­дик­тин­ское аб­бат­ст­во, в ко­то­рое ок. 1095 бы­ла пе­ре­не­се­на из Че­сте­ра епи­скоп­ская ка­фед­ра (офи­ци­аль­но ут­верж­де­на в 1102). К 14 в. К. стал од­ним из круп­ней­ших англ. цен­тров из­го­тов­ле­ния тка­ней и тор­гов­ли ими. В 1345 по­лу­чил ста­тус го­ро­да. К нач. 15 в. чет­вёр­тый по чис­лу жи­те­лей го­род Анг­лии (по­сле Лон­до­на, Бри­сто­ля и Но­рид­жа). В 1451–1842 имел ста­тус отд. граф­ст­ва. С 18 в. до кон. 19 в. К.  центр ча­со­во­го про­из-ва, в нач. 20 в. на­ла­же­но про­из-во ав­то­мо­би­лей (мар­ки «Ро­вер» и др.), стан­ков, авиа­тех­ни­ки. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны под­вер­гал­ся мас­си­ро­ван­ным бом­бар­ди­ров­кам герм. авиа­ции (но­яб. 1940, апр. 1941). В ре­зуль­та­те авиа­на­лё­та 14.11.1940 («Ко­вен­три-блиц») был пол­но­стью раз­ру­шен ис­то­рич. центр го­ро­да, в т. ч. со­бор Св. Ми­хаи­ла (кон. 14 – нач. 15 вв.; шпиль ок. 90 м, 1667; ря­дом с руи­на­ми в 1954–1962 воз­ве­де­но но­вое зда­ние со­бо­ра, арх. Б. Спенс); все­го бы­ло раз­ру­ше­но бо­лее 50 тыс. зда­ний, по­гиб­ло ок. 1 тыс. чел.

Со­хра­ни­лись: ц. Св. Ио­ан­на (ц. Баб­лейк; 1344–50, зна­чи­тель­но пе­ре­строе­на; в 17 в. ис­поль­зо­ва­лась как тюрь­ма), шко­ла Баб­лейк в тю­до­ров­ском сти­ле (1560), зда­ние боль­ни­цы Бонд (1506), боль­ни­ца Фор­да, или «бо­га­дель­ня» (1509; в 1940 силь­но по­стра­да­ла, вос­ста­нов­ле­на в 1953). Из 12 во­рот гор. кре­по­ст­ной сте­ны со­хра­ни­лись Кук-Стрит-Гейт (ок. 1385) и Су­он­су­элл-Гейт (1461); ц. Св. Трои­цы (13–15 вв.). С 1945 раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся план вос­ста­нов­ле­ния и ре­кон­ст­рук­ции К. (ар­хи­тек­то­ры Д. Гиб­сон, А. Линг). На­чи­на­ет­ся ин­тен­сив­ное но­вое строи­тель­ст­во: ан­самбль центр. пл. Брод­гейт (1948) с па­мят­ни­ком Го­ди­ве (1949, скульп­тор У. Р. Дик), зда­ние му­ни­ци­па­ли­те­та (арх. У. Си­ли и др.), гос­ти­ни­ца «Ле­оф­рик» (1955, У. Хат­релл и др.), те­атр «Бел­грейд» (1958, А. Линг и др.), зда­ние биб­лио­те­ки Ун-та К. (2000, бю­ро «Форд Ас­со­ши­эйтс»).

Ун-т К. (1843, назв. и ста­тус не­од­но­крат­но ме­ня­лись, совр. ста­тус с 1992), Ун-т Уор­вик (1965; вклю­ча­ет Центр ис­кус­ств Уор­вик). Му­зеи: иг­ру­шек (1970; зда­ние 1352), авиа­ции Мид­лен­да (1977), транс­пор­та (1980; круп­ней­шая кол­лек­ция ав­то­мо­би­лей брит. про­из-ва); Га­ле­рея ис­кусств и му­зей Гер­бер­та (1960). Те­ат­ры: «Бел­грейд», «Те­атр стряп­чих» и др. Еже­год­но про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. джа­зо­вый фес­ти­валь (с 1999) и др. Фут­боль­ный клуб «Ко­вен­три Си­ти» (ста­ди­он «Ри­ко Аре­на», ок. 33 тыс. мест) – об­ла­да­тель Куб­ка Анг­лии 1987.

В эко­но­ми­ке го­ро­да с кон. 20 в. до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг (соз­да­ёт­ся ок. 70% ВРП; за­ня­то ок. 70% ра­бо­таю­щих, в т. ч. в оп­то­вой и роз­нич­ной тор­гов­ле, гос­ти­нич­ном и рес­то­ран­ном де­ле ок. 21%, здра­во­охра­не­нии и об­ра­зо­ва­нии 20%, се­к­то­ре фи­нан­со­вых и де­ло­вых ус­луг 15%, транс­пор­та и свя­зи 10%, адм. ус­луг 4%). Важ­ное зна­че­ние со­хра­ня­ет пром. про­из-во.

В нач. 21 в. в «ста­рых» от­рас­лях – ав­то-, авиа- и стан­ко­строе­нии (бур­но раз­ви­ва­лись в 1950–60-е гг.; со 2-й пол. 1970-х гг. в со­стоя­нии кри­зи­са, осо­бен­но ав­то­строе­ние) объ­ё­мы про­из-ва и чис­ло ра­бо­чих мест со­кра­ща­ют­ся (в 2006 за­кры­то по­след­нее круп­ное ав­то­пред­при­я­тие К.  за­вод ком­па­нии «Peugeot» мощ­но­стью ок. 200 тыс. ав­то­мо­би­лей в год, где ра­бо­та­ло 3,5 тыс. чел.), од­нако про­дол­жа­ют дей­ст­во­вать де­сят­ки про­филь­ных пред­при­ятий и фирм. В ав­то­строе­нии пред­став­ле­но ок. 10 фирм, в т. ч. «Peugeot» (за­вод ав­то­зап­ча­стей), «Jaguar» (офис и центр НИОКР), «Lon­don Taxi International» (LTI; един­ст­вен­ный за­вод, вы­пус­каю­щий фир­мен­ные брит. так­си чёр­но­го цве­та). Ве­ду­щие пред­при­ятия авиа­строе­ния (все­го ок. 30 ком­па­ний) – за­вод авиа­дви­га­те­лей «Rolls-Royce» и за­вод по про­из-ву авиац. шин ком­па­нии «Dunlop Aerospace»; стан­ко­строе­ния и об­ще­го ма­ши­но­строе­ния (ок. 50 фирм) – AMF (про­из-во обо­ру­до­ва­ния для от­рас­лей АПК и др.), «A. J. Engineering» (про­из-во пром. обо­ру­до­ва­ния, в т. ч. неф­тя­но­го) и др. Сре­ди «но­вых» от­рас­лей (бы­ст­ро раз­ви­ва­лись с 1970-х гг.) вы­де­ля­ют­ся элек­тро­тех­нич. и элек­трон­ная (за­вод элек­трон­но­го обо­ру­до­ва­ния ком­па­нии ABB Ltd; про­из-во ком­плек­тую­щих для элек­тро­тех­ни­ки и др.  «LIC Components Ltd»), хи­ми­че­ская (гл. обр. про­из-во хи­мич. во­ло­кон; дей­ст­ву­ет за­вод спец. мед. во­ло­кон ком­па­нии «Acordis Services»).

Лит.: The Coventry we have lost / Ed. A. Smith, D. Fry. Berkswell, 1991–1993. Vol. 1–2.

Вернуться к началу