Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛУЗО́ АНРИ ЖОРЖ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 317

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Божович
Кадр из фильма «Истина». Режиссёр А. Ж. Клузо. 1960.

КЛУЗО́ (Clouzot) Ан­ри Жорж (20.11.1907, Ньор, деп-т Дё-Севр – 12.1.1977, Па­риж), франц. ре­жис­сёр. По­лу­чил юри­дич. об­ра­зо­ва­ние, был жур­на­ли­стом. В ки­но с 1931 (сце­на­рист, ас­си­стент ре­жис­сё­ра, ре­жис­сёр фран­коя­зыч­ных ва­ри­ан­тов нем. филь­мов). Пер­вый зна­чит. фильм – де­тек­тив «Убий­ца жи­вёт в но­ме­ре 21» (1942, сце­на­рий К.). Тон­ким пси­хо­ло­гиз­мом от­ли­ча­ет­ся его ф. «Во­рон» (1943), в ко­то­ром по­ка­за­на не­при­гляд­ная жизнь ма­лень­ко­го франц. го­род­ка, где по­ток ано­ним­ных пи­сем вы­зы­ва­ет не­что вро­де мас­со­во­го пси­хо­за. По­сле ос­во­бо­ж­де­ния Фран­ции этот фильм по­слу­жил ос­но­ва­ни­ем для об­ви­не­ния К. в ан­ти­фран­цуз­ской про­па­ган­де и его от­стра­не­ния от ра­бо­ты в ки­не­ма­то­гра­фе. В 1947 К. вер­нул­ся к ре­жис­су­ре, сняв де­тек­тив­ный ф. «На­бе­реж­ная Ор­февр» (пр. Мкф в Ве­не­ции). В ф. «Ма­нон» (1948, по ро­ма­ну аб­ба­та Пре­во «Ма­нон Лес­ко», гл. пр. Мкф в Ве­не­ции) К. пе­ре­нёс дей­ст­вие в со­вре­мен­ность, а ха­рак­те­рам дей­ст­вую­щих лиц при­дал от­те­нок па­то­ло­гиз­ма. Боль­шим ус­пе­хом поль­зо­вал­ся ф. «Пла­та за страх» (1952, гл. пр. Мкф в Кан­не, гл. пр. Мкф в Зап. Бер­ли­не) – дра­ма­тич. рас­сказ о том, как чет­ве­ро шо­фё­ров, еже­се­кунд­но рис­куя жиз­нью, пе­ре­во­зят нит­ро­гли­це­рин по пло­хим до­ро­гам. Фильм за­вер­шал­ся ги­бе­лью ге­ро­ев. Здесь, как и в ф. «Дья­воль­ские ду­ши» (1954), К. при­бе­гал к на­гне­та­нию пу­гаю­щих и жес­то­ких под­роб­но­стей. Фильм «Ис­ти­на» (1960) по­ка­зы­вал амо­раль­ность и опус­то­шён­ность час­ти франц. мо­ло­дё­жи, рав­но­ду­шие пред­ста­ви­те­лей стар­ше­го по­ко­ле­ния. Осо­бое ме­сто в твор­че­ст­ве К. за­ни­ма­ет кар­ти­на «Тай­на Пи­кас­со» (1956, пр. Мкф в Кан­не), рас­кры­ваю­щая про­цесс твор­че­ст­ва ху­дож­ни­ка. К.  мас­тер соз­да­ния тре­вож­ной ат­мо­сфе­ры, на­пря­жён­ной по­ли­цей­ско-уго­лов­ной ин­три­ги, му­чи­тель­ных пси­хо­ло­гич. си­туа­ций, ост­ро­ум­но­го диа­ло­га.

Лит.: Ле­про­он П. Со­вре­мен­ные фран­цуз­ские ре­жис­се­ры. М., 1960; Pilard Ph. H. G. Clou­zot. P., 1969.

Вернуться к началу