КИНОФЕСТИВА́ЛЬ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИНОФЕСТИВА́ЛЬ, демонстрация фильмов в рамках определённой программы. К. подразделяются: на общие и специализированные (по видам и жанрам кинематографа), конкурсные и неконкурсные, междунар., нац. и локальные. К., как правило, включают систему мероприятий (кинорынки и рынки кинопроектов, вручение призов, встречи создателей фильмов со зрителями, торжеств. премьеры, пресс-конференции, приёмы, мастер-классы, семинары и конференции и т. п.), направленных на усиление обществ. резонанса демонстрируемых произведений и киноискусства в целом. Система междунар. кинофестивалей в значит. степени регулируется Междунар. федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), которая ежегодно утверждает график проведения осн. К. Обычно К. проводятся ежегодно или один раз в два года. Первый К. был организован в Венеции в 1932. Помимо Венецианского, наиболее влиятельными междунар. К. (Мкф) считаются Каннский (c 1946) и Берлинский (с 1951). Они входят в группу конкурсных Мкф полнометражных фильмов общего профиля (т. н. класс «А»), включающую также Мкф в крупных центрах кинопроизводства, в частности в Локарно (с 1946), Карлови-Вари (с 1946), Сан-Себастьяне (с 1953), Каире (с 1976), Токио (с 1985), Шанхае (с 1993) и др. Значит. влиянием в мире кино пользуются специализир. Мкф в Оберхаузене (с 1955, короткометражные фильмы), Анси (с 1960, Франция, анимац. кино), Роттердаме (с 1972, эксперим. кино, конкурс первых и вторых фильмов) и др. Самый крупный неконкурсный фестиваль, проходящий с 1976 в Торонто, по своему значению не уступает ведущим конкурсным Мкф, поскольку рассматривается как «ворота» в амер. прокат. Из региональных Мкф наибольшим влиянием пользуется К. в Пусане (с 1996, Юж. Корея). Число К. стало стремительно расти с 1970–80-х гг. в связи с монополизацией системы кинопроката крупнейшими голливудскими компаниями и соответственно с сокращением количества фильмов, доступных зрителям в коммерч. прокате. К нач. 21 в. в мире проводится неск. тысяч К., из них более 1,5 тыс. в США (в т. ч. Мкф «TriBeCa» в Нью-Йорке, с 2002).
В России проходит неск. десятков К. разл. профиля и масштаба. Первый отеч. Мкф в Москве прошёл в 1935. Фестиваль был возобновлён в 1959 (с 1972 входит в класс «А»; до 1999 – один раз в два года, затем – ежегодно). Также проводятся специализир. конкурсные Мкф документальных, короткометражных игровых и анимац. фильмов: «Послание к человеку» в С.-Петербурге (с 1989), «Флаэртиана» в Перми (с 1995, с 1998 – один раз в два года), стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» во Владивостоке (с 2003), кинематографич. дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске (с 2003), а также рос.-укр. Мкф анимац. фильмов «КРОК» (в 1991–97 как биеннале на территории Украины, с 1998 – ежегодно и поочерёдно в Украине и в РФ) и неконкурсный «Фестиваль фестивалей» в С.-Петербурге (с 1993). Среди нац. К. (иногда с участием стран СНГ) значит. влиянием пользуются: Открытый фестиваль документального кино «Россия» (с 1988, впервые проведён как Всесоюзный фестиваль неигрового кино, с 1991 совр. назв., Екатеринбург), «Кинотавр» (с 1991, Сочи), «Киношок» (с 1992, Анапа, впервые состоялся как «Форум авангардного кино "Киношок"», с 1995 – Открытый фестиваль стран СНГ и Балтии, с 2007 – Открытый фестиваль стран СНГ), «Окно в Европу» (c 1993, Выборг), Открытый рос. фестиваль анимац. кино (в 1996–2001 в Тарусе, с 2002 в Суздале). Среди локальных К. – «Виват, кино России!» (с 1993, С.-Петербург) и «Московская премьера» (с 2003), среди специализированных – К. музыкальных и комедийных фильмов «Улыбнись, Россия!» (с 2000, проходит в разных городах). На территории быв. СССР в разное время проводились Мкф в Ташкенте (фильмов Азии, Африки и Лат. Америки, начиная с 1968), в Киеве (с 1970, «Молодость»), в Риге (с 1988, «Арсенал»), в Алма-Ате (с 1998, «Евразия») и др.