Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́НГСТОН-АПО́Н-ХАЛЛ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 695

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Сокольский
Кингстон-апон-Халл. Мост через реку Хамбер.

КИ́НГСТОН-АПО́Н-ХАЛЛ, Халл, Гулль (King­ston upon Hull), го­род в вост. час­ти Ве­ли­ко­бри­та­нии, в Анг­лии; име­ет ста­тус уни­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния (с 1996). Нас. 260,9 тыс. чел. (2008). Рас­по­ло­жен на сев. бе­ре­гу эс­туа­рия р. Хам­бер, в мес­те впа­де­ния в не­го р. Халл. Пря­мое ж.-д. со­об­ще­ние с Лон­до­ном. Ав­то­ма­ги­ст­ра­лью свя­зан с Ли­вер­пу­лем, Ман­че­сте­ром, Лид­сом и др. круп­ны­ми го­ро­да­ми в цен­тре и на се­ве­ре стра­ны; ав­то­мо­биль­ным мос­том че­рез р. Хам­бер (1981; про­ект Г. Ро­бер­тса и Б. Хар­ви; дли­на 2200 м, центр. про­лёт длиной 1410 м) – с го­ро­да­ми юга Анг­лии. Круп­ный мор. порт (гру­зо­обо­рот 13,4 млн. т, 2005). Ре­гу­ляр­ное па­ром­ное со­об­ще­ние с Рот­тер­да­мом (Ни­дер­лан­ды) и Зеб­рюг­ге (Бель­гия); еже­год­ный пас­са­жи­ро­обо­рот св. 1 млн. чел. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­ты – Хам­бер­сайд (в 32 км от го­ро­да) и Ро­бин Гуд (в 77 км). Под­вер­жен на­вод­не­ни­ям (зна­чит. часть гор. тер­ри­то­рии рас­по­ло­же­на ни­же уров­ня мо­ря); в мес­те слия­ния Хал­ла и Хам­бе­ра ус­та­нов­ле­но спец. про­ти­во­при­лив­ное за­гра­ж­де­ние, од­на­ко в ию­не 2007 бы­ло за­то­п­ле­но ок. 20% жи­лых зда­ний.

Ос­но­ван в кон. 12 в. мо­на­ха­ми аб­бат­ства Мо под назв. Уайк-апон-Халл (Wyke upon Hull). В 1293 ку­п­лен у аб­бат­ст­ва англ. ко­ро­лём Эду­ар­дом I, ко­то­рый ис­поль­зо­вал его в ка­че­ст­ве опор­но­го пунк­та для ве­де­ния вой­ны в Шот­лан­дии. В 1299 ко­ро­лев­ским ука­зом пе­ре­име­но­ван в К.-а.-Х. Бы­ст­ро раз­ви­вал­ся бла­го­да­ря тор­гов­ле шер­стью и ви­ном с Фран­ци­ей и Ган­зой. Во вре­мя Анг­лий­ской ре­во­лю­ции 17 в. под­дер­жи­вал пар­ла­мент, оса­ж­дал­ся ко­ро­лев­ски­ми вой­ска­ми. В 1897 по­лу­чил ста­тус го­ро­да. К нач. 20 в. К.-а.-Х. – круп­ный центр мор. тор­гов­ли, один из круп­ней­ших ры­бо­лов­ных пор­тов ми­ра. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны силь­но по­стра­дал от на­лё­тов герм. авиа­ции (бы­ло по­вре­ж­де­но или раз­ру­ше­но 92% всех зда­ний). Б. ч. цен­тра го­ро­да по­сле вой­ны бы­ла от­строе­на фак­ти­че­ски за­но­во. По­сле т. н. анг­ло-исл. рыб­ной вой­ны 1975–76 из-за вве­де­ния ог­ра­ни­че­ний на рыб­ный про­мы­сел ис­пы­ты­вал эко­но­мич. труд­но­сти.

В сред­ние ве­ка за­кла­ды­ва­лась ос­но­ва ре­гу­ляр­ной за­строй­ки го­ро­да. Со­хра­ни­лись го­ти­че­ская ц. Св. Трои­цы (строи­лась с 1300), кре­пость-ци­та­дель (1514), гор. грам­ма­тич. шко­ла (1583). Мо­ну­мент Уиль­я­му III на ры­ноч­ной пло­ща­ди (П. Ши­мей­керс, 1734). С кон. 1980-х гг. ве­лись ин­тен­сив­ные ра­бо­ты по пе­ре­пла­ни­ров­ке ря­да гор. рай­онов, строи­тель­ст­ву но­вых тор­го­вых и раз­вле­ка­тель­ных цен­тров, офис­ных зда­ний и др. (в т. ч. в рай­оне на­бе­реж­ной). Круп­ней­шие про­ек­ты нач. 21 в. – строи­тель­ст­во тор­го­вых цен­тров «St. Stephen’s» (от­крыт в 2007) и «Quay West».

Ун-т Хал­ла (1927, совр. ста­тус с 1954), в его со­ста­ве – Мед. кол­ледж Хал­ла-Йор­ка (2003); фи­ли­ал Ун-та Лин­коль­на (соз­дан на ба­зе Ун-та Хам­бер­сай­да в Йор­ке). Му­зеи: ис­то­рич. (1906), транс­пор­та (1925), мор­ской (1975); гор. му­зей и ху­дож. гале­рея (1927); дом англ. фи­лан­тро­па У. Уил­бер­фор­са (му­зей с 2007). Три круп­ных те­ат­ра, в т. ч. «Hull New Theatre» (1939), «Hull Truck Thea­tre» (1971) и «Northern ­Theatre Com­pany» (1975). Океа­на­ри­ум «The Deep», один из круп­ней­ших в ми­ре и круп­ней­ший под­зем­ный океа­на­ри­ум Ев­ро­пы (2002; св. 3,5 тыс. рыб). Еже­год­но про­хо­дит яр­мар­ка «Hull Fair» (с 1293, в ок­тяб­ре; по чис­лу уча­ст­ни­ков од­на из круп­ней­ших в Ев­ро­пе). Про­во­дят­ся ли­те­ра­тур­ный, мор. фес­ти­ва­ли; в 2007 впер­вые про­ве­де­ны фес­ти­валь рок-му­зы­ки «Hull Metalfest» и фес­ти­валь ко­ме­дии.

В гор. эко­но­ми­ке до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг (ок. 70% за­ня­тых и 60–65% ВРП; сер. 2000-х гг.), где вы­де­ля­ют­ся тор­гов­ля (круп­ные тор­го­вые цен­тры, в т. ч. «Pro­spect Centre», «Prince’s Quay»), гос­ти­нич­ный и рес­то­ран­ный биз­нес (ок. 25% за­ня­тых), здра­во­охра­не­ние (св. 11%), фи­нан­со­вые и биз­нес-ус­лу­ги (ок. 10%), транс­порт­ные ус­лу­ги (св. 7%), об­ра­зо­ва­ние (ок. 7%). Ус­ко­рен­ны­ми тем­па­ми с кон. 20 в. раз­ви­вал­ся сек­тор ин­фор­мац. тех­но­ло­гий: ком­па­нии «Kingston Com­mu­nication» (в осн. ИТ-ус­лу­ги), «Cobus Communications» (ИТ-ус­лу­ги, про­из-во те­ле­ком­му­ни­кац. обо­ру­до­ва­ния); дей­ст­ву­ет «BBC Open Learning Centre». В раз­ви­том транс­порт­ном хо­зяй­ст­ве пре­об­ла­да­ют ус­лу­ги мор. пор­та.

Важ­ное зна­че­ние со­хра­ня­ет пром. про­из-во (вме­сте со стро­ит. сек­то­ром обес­пе­чи­ва­ют ок. 29% ра­бо­чих мест и 30–35% ВРП), в т. ч. тра­ди­ци­он­ные де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щая и пи­ще­вая (пре­ж­де все­го му­ко­моль­ная и мас­ло­бой­ная) от­рас­ли; су­до­строе­ние к нач. 21 в. свёр­ну­то. В К.-а.-Х. рас­по­ло­же­ны офи­сы и пред­при­ятия «British Petroleum» (про­из-во ук­сус­ной ки­сло­ты, аце­то­на, этил­аце­та­та и др.), «Smith & Nephew» (раз­ра­бот­ка мед. тех­но­ло­гий и ма­те­риа­лов, про­из-во ор­то­пе­дич. тех­ни­ки), «Seven Seas» (про­из-во про­дук­тов пи­та­ния, а так­же мас­ла из пе­че­ни трес­ки и ви­та­ми­нов на его ос­но­ве и др.), «Reckitt Benckiser» (вы­пуск фар­ма­цев­тич. пре­па­ра­тов, в т. ч. из­вест­ных брен­дов Strepsils, Nurofen; то­ва­ров бы­то­вой хи­мии – чис­тя­щих, мою­щих средств, ядо­хи­ми­ка­тов и др.). Про­из-во ла­ков, кра­сок, ту­ри­ст­ских ав­то­при­це­пов, ке­ра­мич. из­де­лий.

Вернуться к началу