Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЕ́РТИЦ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 606

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Кадр из фильма «Капитан Блад». Режиссёр М. Кертиц. 1935.

КЕ́РТИЦ, Кёр­тис (Curtiz) Майкл (наст. имя и фам. Ми­хай Кер­тес, Kertész) (24.12.1886, по др. дан­ным, 1888, Бу­да­пешт – 10.4.1962, Гол­ли­вуд, Лос-Анд­же­лес), венг. и амер. ре­жис­сёр. Ро­дил­ся в се­мье ар­хи­тек­то­ра и опер­ной пе­ви­цы. С 11 лет вы­сту­пал как ак­тёр (де­бю­ти­ро­вал в опе­ре с уча­сти­ем ма­те­ри). С 17 лет уча­ст­во­вал в пред­став­ле­ни­ях бро­дя­че­го цир­ка, за­тем иг­рал в разл. те­ат­раль­ных труп­пах. В ки­но с 1912. Учил­ся в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии изящ­ных ис­кусств (Бу­да­пешт). Ра­бо­тал в Шве­ции ас­си­стен­том В. Шё­ст­рё­ма. В 1910-х гг. по­ста­вил в Ав­ст­ро-Венг­рии ок. 30 филь­мов, поль­зо­вав­ших­ся ус­пе­хом («Банк-бан» по пье­се Й. Ка­то­ны, 1914, «Лу­лу», 1918, и др.). В 1922 по­ки­нул стра­ну, в Ев­ро­пе по­ста­вил ряд эпич. филь­мов («Со­дом и Го­мор­ра», 1922–23, «Ра­бы­ня-ца­ри­ца», 1924, и др.). С 1926 в США. По­лу­чив из­вест­ность по­ста­нов­кой ф. «Но­ев ков­чег» (1929), стал од­ним из ве­ду­щих ре­жис­сё­ров Гол­ли­ву­да. Сре­ди ра­бот: клас­сич. трил­ле­ры («Док­тор Икс», 1932, «Тай­на му­зея вос­ко­вых фи­гур», 1933), дра­мы («20 ты­сяч лет в Синг-Син­ге», «Жен­щи­на», оба 1933; «Тро­па на Сан­та-Фе», 1940), де­тек­тив «Убий­ст­во на псар­не» (1933), при­клю­ченч. филь­мы («Ка­пи­тан Блад», 1935, «Ата­ка лёг­кой бри­га­ды», 1936, «При­клю­че­ния Ро­бин Гу­да», 1938), вес­тер­ны («Вирд­жи­ния Си­ти», 1940, «Па­рень из Ок­ла­хо­мы», 1953, «Ко­ман­че­рос», 1961), эк­ра­ни­за­ции («Мор­ской волк» по Дж. Лон­до­ну, 1941, «Точ­ка раз­ры­ва» по ро­ма­ну Э. Хе­мин­гу­эя «Иметь и не иметь», 1950). Один из са­мых зна­ме­ни­тых филь­мов К. – «Ка­саб­лан­ка» (1943, пр. «Ос­кар»), где спле­лись ме­ло­дра­ма­тич. лю­бов­ная ли­ния и те­ма ан­ти­фа­ши­ст­ско­го со­про­тив­ле­ния, ре­шён­ная в ге­рои­ко-при­клю­ченч. клю­че. На­пря­жён­ное дей­ст­вие, от­то­чен­ный диа­лог, обая­ние Ин­грид Берг­ман и Х. Бо­гар­та в гл. ро­лях обес­пе­чи­ли кар­ти­не ог­ром­ный ус­пех.

Лит.: Viviani Ch. M. Curtiz. P., 1973; Guido­rizzi M. M. Curtiz: un europeo à Hollywood. Verona, 1981.

Вернуться к началу