Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́УРИСМЯ́КИ АКИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 377

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Плахов
А. Каурисмяки. Кадр из фильма«Огни городской окраины». 2006.

КА́УРИСМЯ́КИ (Kaurismäki) Аки (р. 4.4.1957, Ори­мат­ти­ла, Фин­лян­дия), фин. ре­жис­сёр, сце­на­рист, ак­тёр, про­дю­сер. Во 2-й пол. 1970-х гг. учил­ся на ф-те жур­на­ли­сти­ки ун-та в Там­пе­ре, уча­ст­во­вал в ра­бо­те ки­но­клу­ба, ре­дак­ти­ро­вал ки­но­жур­нал. В 1981 К. со­вме­ст­но с бра­том Ми­кой по­ста­вил до­ку­мен­таль­ный ф. «Син­дром озе­ра Саи­маа». В том же го­ду бра­тья ос­но­ва­ли ки­но­ком­па­нию «Villealfa Filmproductions Oy». В 1987 К. ор­га­ни­зо­вал собств. ки­но­фир­му «Sput­nik Oy». Вы­сту­пал как ак­тёр в по­став­лен­ных бра­том филь­мах «Лжец» и «Ни­к­чём­ные». В 1983 снял свой пер­вый иг­ро­вой фильм – «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­зание». Ро­ман Ф. М. Дос­то­ев­ско­го стал по­во­дом для рас­кры­тия дра­мы мо­ло­до­го мар­ги­на­ла, бро­саю­ще­го вы­зов ох­ва­чен­ной по­тре­би­тель­ским бу­мом Фин­лян­дии, стра­не «эко­но­мич. чу­да». Эта же те­ма в гро­те­ск­ном клю­че раз­вёр­ну­та в филь­мах «Со­юз Ка­ла­ма­ри» (1985) и «Гам­лет идёт в биз­нес» (1987, по мо­ти­вам «Гам­ле­та» У. Шек­спи­ра), где про­яви­лось ув­ле­че­ние К. жан­ро­вым ки­но (ган­г­стер­ски­ми «чёр­ны­ми» филь­ма­ми). Свой ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль К. окон­ча­тель­но об­рёл в пер­вой «про­ле­тар­ской три­ло­гии» – «Те­ни в раю» (1986), «Ари­эль» (1988), «Де­вуш­ка со спи­чеч­ной фаб­ри­ки» (1990). Со­че­тая ре­жис­сёр­скую и про­дю­сер­скую дея­тель­ность, К. стал ве­ду­щим дея­те­лем но­во­го фин. ки­но, при­влёк к не­му вни­ма­ние за ру­бе­жом. Вме­сте с тем его глу­бо­ко нац. твор­че­ст­во ис­пы­та­ло воз­дей­ст­вие рус., амер. и франц. куль­ту­ры. Ра­бо­тая с ак­тё­ра­ми-ми­ни­ма­ли­ста­ми М. Пел­лон­пяа и К. Оути­нен, К. соз­дал об­раз совр. из­гоя-ал­ко­го­ли­ка, «гор­до­го фин­на со сла­вян­ской ду­шой», не чу­ж­до­го ро­ман­ти­ки, спо­соб­но­го как на низ­мен­ные, так и на бла­го­род­ные по­ступ­ки. В филь­мах о «ле­нин­град­ских ков­бо­ях» («Ле­нин­град­ские ков­бои едут в Аме­ри­ку», 1989, «Ле­нин­град­ские ков­бои встре­ча­ют Мои­сея», 1994) со­труд­ни­чал с па­ро­дий­ной фин. рок-груп­пой «Ле­нин­град­ские ков­бои», ими­ти­ро­вав­шей си­бир­ских кол­хоз­ни­ков и объ­ехав­шей с га­ст­ро­ля­ми Ста­рый и Но­вый Свет. В 1999 по­ста­вил ф. «Юха» в тра­ди­ции и тех­ни­ке чёр­но-бе­ло­го не­мо­го ки­но. Вто­рая «про­ле­тар­ская три­ло­гия» К. по­свя­ще­на Фин­лян­дии ру­бе­жа 20–21 вв. («Вдаль уп­лы­ва­ют об­ла­ка», 1996; «Че­ло­век без про­шло­го», 2002, пр. Мкф в Кан­не; «Ог­ни го­род­ской ок­раи­ны», 2006). Ра­бо­та­ет за ру­бе­жом («Я на­нял убий­цу», Ве­ли­ко­бри­та­ния, 1990; «Жизнь бо­ге­мы», Фран­ция, 1992, по ро­ма­ну А. Мюр­же), ин­тер­пре­ти­руя ми­фы ев­роп. куль­ту­ры с по­зи­ции убе­ж­дён­но­го про­вин­циа­ла. В про­из­ве­де­ни­ях К. ощу­ща­ет­ся нос­таль­гия по пат­ри­ар­халь­но­му ми­ру; про­ни­зы­ваю­щее их чув­ст­во оди­но­че­ст­ва в со­че­та­нии с ро­ман­тич. на­де­ж­дой на его пре­одо­ле­ние по­зво­ли­ло кри­ти­ке на­звать К. «Берг­ма­ном эпо­хи по­стмо­дер­на». Ра­бо­та­ет на ТВ, яв­ля­ет­ся од­ним из ор­га­ни­за­то­ров един­ст­вен­но­го в ми­ре ки­но­фес­ти­ва­ля за по­ляр­ным кру­гом – «По­лу­ноч­ное солн­це» (1986, Ювя­скю­ля). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов.

Соч.: I hired a contract killer. Hels., 1990; Mies vailla menneisyytta. Hels., 2003.

Лит.: Cowie P. Finnish cinema. 2nd ed. Hels., 1976; Connah R. K/K: a couple of finns and some D. Ducks. Hels., 1991; Bagh Pvon. A. Kau­rismaki. Hels., 2006; Пла­хов А., Пла­хо­ва Е. А. Кау­рис­мя­ки. По­след­ний ро­ман­тик. М., 2006.

Вернуться к началу