Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАСТА́ЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 291

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. Д. Кастальский.

КАСТА́ЛЬСКИЙ Алек­сандр Дмит­рие­вич [16(28).11.1856, Мо­ск­ва – 17.12.1926, там же], рос. ком­по­зи­тор, пе­да­гог, ис­сле­до­ва­тель-фольк­ло­рист. Из се­мьи свя­щен­но­слу­жи­те­ля. В 1876–81 учил­ся в Моск. конс. по тео­ре­тич. пред­ме­там и ком­по­зи­ции у П. И. Чай­ков­ско­го, С. И. Та­нее­ва и Н. А. Гу­бер­та, по на­стоя­нию С. В. Смо­лен­ско­го в 1893 сдал эк­за­мены экс­тер­ном. С 1887 пре­по­да­вал в моск. Си­но­даль­ном уч-ще цер­ков­но­го пе­ния (фп., ком­по­зи­ция), с 1910 ди­рек­тор; с 1900 ре­гент Си­но­даль­но­го хо­ра. С 1902 чл., с 1913 зам. пред­се­да­те­ля Муз.-эт­но­гра­фич. ко­мис­сии при Эт­но­гра­фич. от­де­ле Имп. об-ва лю­би­те­лей ес­те­ст­во­зна­ния, ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии Моск. ун-та. В 1910 сбли­зил­ся с С. В. Рах­ма­ни­но­вым, со­чи­няв­шим Ли­тур­гию Св. Ио­ан­на Зла­то­ус­та, кон­суль­ти­ро­вал его по во­про­сам бо­го­слу­же­ния и тео­рии пра­во­слав­но­го цер­ков­но­го пе­ния. С 1912 пре­по­да­ва­тель кон­тра­пунк­та и фу­ги в Муз.-дра­ма­тич. уч-ще Мо­с­ков­ско­го фи­лар­мо­нич. об-ва. По­сле пре­об­ра­зо­ва­ния Си­но­даль­но­го уч-ща в Нар. хо­ро­вую ака­де­мию (1918) её рек­тор, до 1923 так­же управ­ляю­щий нар. хо­ро­вы­ми ка­пел­ла­ми (быв­шие При­двор­ная пев­че­ская ка­пел­ла и Си­но­даль­ный хор). Вёл про­све­ти­тель­скую ра­бо­ту в муз. от­де­лах Нар­ком­про­са РСФСР, Про­лет­куль­та, По­лит­про­све­та, в Ас­со­циа­ции про­ле­тар­ских му­зы­кан­тов (со­труд­ни­чал в ж. «Му­зы­каль­ная новь») и др. С 1919 чл. Ко­мис­сии по ре­фор­ме муз. об­ра­зо­ва­ния, с 1921 со­труд­ник Гос. ин-та муз. нау­ки (воз­глав­лял муз.-эт­но­гра­фич. сек­цию) и Гос. ака­де­мии ху­дож. на­ук. С 1922 проф., с 1923 ру­ко­во­ди­тель ин­ст­рук­тор­ско-хо­ро­во­го под­от­де­ла Моск. конс. (на ос­но­ве уп­разд­нён­ной хо­ро­вой ака­де­мии). Сре­ди уче­ни­ков – Н. С. Го­ло­ва­нов, М. Е. Кли­мов, К. Н. Шве­дов, А. Г. Чес­но­ков, А. А. Да­ви­ден­ко.

К. – гла­ва т. н. но­во­го на­прав­ле­ния (или моск. Си­но­даль­ной шко­лы) в рус. цер­ков­ной му­зы­ке, ав­тор ок. 200 ду­хов­ных со­чи­не­ний и пе­ре­ло­же­ний, ко­то­рые со­став­ля­ли ос­но­ву ре­пер­туа­ра Си­но­даль­но­го хо­ра в 1897–1917, во мно­гом оп­ре­де­лив его рас­цвет (на­ря­ду с со­чи­не­ния­ми А. Т. Гре­ча­ни­но­ва и П. Г. Чес­но­ко­ва). Наи­бо­лее зна­чи­тель­ны: «Бог Гос­подь» с тро­па­ря­ми Ве­ли­кой суб­бо­ты (1897), икос «Сам Един еси бес­смерт­ный» (1903), Ли­тур­гия Св. Ио­ан­на Зла­то­ус­та (1905). В сво­ём твор­че­ст­ве К. со­еди­нял др.-рус. рас­пе­вы с приё­ма­ми нар. мно­го­го­ло­сия, тра­ди­ция­ми, сло­жив­ши­ми­ся в кли­рос­ной прак­ти­ке, и опы­том рус. ком­по­зи­тор­ской шко­лы. Зна­ток др.-рус. му­зы­ки, в 1907 ре­кон­ст­руи­ро­вал хо­ры «Пещ­но­го дей­ст­ва» (ли­тур­гич. дра­ма 17 в.). Сре­ди др. со­чи­не­ний – опе­ра «Кла­ра Ми­лич» (по И. С. Тур­ге­не­ву, 1907, по­ста­нов­ка Опе­ры С. И. Зи­ми­на, 1916), ре­к­ви­ем «Брат­ское по­ми­но­ве­ние» для со­лис­тов, хо­ра и ор­ке­ст­ра (1916, па­мя­ти вои­нов со­юз­ных ар­мий, по­гиб­ших в 1-ю ми­ро­вую вой­ну; в му­зы­ке ис­поль­зо­ва­ны рус., англ. и серб. на­пе­вы), кан­та­та «Стих о цер­ков­ном рус­ском пе­нии» (1911), «Пес­ня о Ро­ди­не» для хо­ра (1903). Ин­те­рес К. к му­зы­ке др. на­ро­дов на­шёл от­ра­же­ние в его цик­лах фп. пьес «По Гру­зии» (1902) и «Из ми­нув­ших ве­ков» (1905). К. – ав­тор пес­но­пе­ний к ин­тро­ни­за­ции св. пат­ри­ар­ха Ти­хо­на на По­ме­ст­ном со­бо­ре 1917/18. Пред­ло­же­ние К. вве­сти ин­ст­ру­мен­ты в бо­го­слу­жеб­ную му­зы­ку вы­зва­ло про­ти­во­дей­ст­вие офиц. цер­ков­ных кру­гов. В 1921 во вре­мя го­ло­да в По­вол­жье со­чи­нил муз. воз­зва­ние «К за­ру­беж­ным брать­ям» для ба­сов в со­про­во­ж­де­нии хо­ра на собств. текст (его ис­пол­не­ние в Па­ри­же под упр. С. А. Ку­се­виц­ко­го име­ло об­ществ. ре­зо­нанс). В чис­ле по­сле­ре­волюц. со­чи­не­ний – му­зы­ка к дра­ме «Стень­ка Ра­зин» В. В. Ка­мен­ско­го (1919), «Сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ная сим­фо­ния» для го­ло­са с ор­ке­ст­ром (1923), «Крас­ная Русь» (для хо­ра и ор­ке­ст­ра нар. ин­ст­ру­мен­тов), «В. И. Ле­ни­ну» («У гро­ба»; для чте­ца, хо­ра и сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра; обе 1924).

Ис­сле­до­ва­тель рус. нар. твор­че­ст­ва, об­ра­ба­ты­вал нар. пес­ни и тан­цы, объ­еди­нял их в те­ма­тич. цик­лы («Кар­ти­ны рус­ских на­род­ных празд­но­ва­ний в об­ря­дах и пес­нях», 1913; «Сель­ские ра­бо­ты в на­род­ных пес­нях» для сме­шан­но­го хо­ра с со­про­во­ж­де­ни­ем рус. нар. ин­стру­мен­тов, 1923).

Соч.: Осо­бен­но­сти на­род­но-рус­ской му­зы­каль­ной сис­те­мы. М.; П., 1923. М., 1961; Ос­но­вы на­род­но­го мно­го­го­ло­сия / Под ред. В. М. Бе­ляе­ва. М.; Л., 1948; Ста­тьи, ма­те­риа­лы, вос­по­ми­на­ния, пе­ре­пис­ка / Ред.-сост., ав­тор всту­пит. ст. и ком­мент. С. Г. Зве­ре­ва. М., 2006.

Лит.: А. Д. Кас­таль­ский. Ста­тьи, вос­по­ми­на­ния, ма­те­риа­лы / Сост. Д. В. Жи­то­мир­ский. М., 1960; Зве­ре­ва С. Г. А. Кас­таль­ский: идеи, твор­че­ст­во, судь­ба. М., 1999; Sponsel K. Al­tes Erbe in neuen Formen. Das kirchenmusika­lische Werk A. Kastal’skijs. B., 2002; Рах­ма­но­ва М. П. Но­вое на­прав­ле­ние в ду­хов­ной му­зы­ке: ис­то­ри­че­ские тен­ден­ции и ху­до­же­ст­вен­ные про­цес­сы // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 2004. Т. 10Б.

Вернуться к началу