Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́РВИНА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 111

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Лобанов

КА́РВИНА (Karviná), го­род в Че­хии, в Мо­рав­ско-Си­лез­ском крае. Нас. 63,0 тыс. чел. (2008). Рас­по­ло­жен в вост. час­ти стра­ны на р. Оль­ше (при­ток Од­ры), в 20 км к вос­то­ку от Ост­ра­вы, близ гра­ни­цы с Поль­шей; вхо­дит в гор. аг­ло­ме­ра­цию Ост­ра­вы с нас. 698,1 тыс. чел.

Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в до­ку­мен­тах, да­ти­руе­мых 1302–15, как се­ле­ние в со­ста­ве Те­шин­ско­го кн-ва (см. в стать­ях Те­шин­ская об­ласть, Си­ле­зия). С 1327 в Чеш. ко­ро­лев­ст­ве, с 1526 при­сое­ди­нён к вла­де­ни­ям Габс­бур­гов [нем. назв. – Кар­вин (Karwin)]. С сер. 18 в. раз­ви­вал­ся как центр до­бы­чи уг­ля. По­сле рас­па­да Ав­ст­ро-Венг­рии с 1918 в со­ста­ве Поль­ши, с 1920 в Че­хо­сло­ва­кии. В 1923 по­лу­чил гор. пра­во. 1.10.1938 вме­сте с др. на­се­лён­ны­ми пунк­та­ми Те­шин­ской обл. ок­ку­пи­ро­ван, а за­тем ан­нек­си­ро­ван Поль­шей, в сент. 1939 – Гер­ма­ни­ей. Ос­во­бож­дён сов. вой­ска­ми в мае 1945, во­шёл в со­став Че­хо­сло­ва­кии. В 1946–48 к К. был при­сое­ди­нён ряд близ­ле­жа­щих на­се­лён­ных пунк­тов. С 1990 в со­ста­ве Чеш. Рес­пуб­ли­ки.

Карвина. Площадь имени Т. Масарика.

Ис­то­рич. ядром совр. го­ро­да слу­жит р-н Фриш­тат (во­шёл в со­став К. в 1948). Гл. до­ми­нан­та гор. цен­тра – за­мок Фри­ш­тат (нач. 14 в., в 1-й пол. 18 в. пе­ре­страи­вал­ся в сти­ле ба­рок­ко, в 1792–1800 – в сти­ле классицизма) с пар­ко­вой зо­ной (скульп­тур­ные ком­по­зи­ции кон. 17 в.). На гл. пло­ща­ди им. Т. Ма­са­ри­ка – зда­ния му­ни­ци­па­ли­те­та (1520) с ре­нес­санс­ной баш­ней (1564–69, пе­ре­строе­но в 1874), гор. б-ки, а так­же чу­гун­ный фон­тан (1900). Наи­бо­лее древ­няя по­строй­ка Фриш­та­та – при­ход­ская ц. Воздви­жения Кре­ста Гос­под­ня (воз­ве­де­на в го­тич. сти­ле в нач. 14 в., час­тич­но пе­ре­строе­на в 1801–04 в ба­роч­ном сти­ле, в 1862 воз­вра­ще­ны го­тич. эле­мен­ты) с Мо­рав­ской ча­сов­ней (1611). Церк­ви: Св. Мар­ка (1774, в сти­ле клас­си­циз­ма с эле­мен­та­ми позд­не­го ба­рок­ко), Св. Пет­ра (1736, ба­рок­ко; на мес­те де­рев. ча­сов­ни 14–15 вв.). В чис­ле со­ору­же­ний 20 в. в сти­ле кон­ст­рук­ти­виз­ма – мост че­рез р. Оль­ше (1925) и во­до­на­пор­ная баш­ня (1928). Тор­го­во-пред­при­ни­ма­тель­ский ф-т Си­лез­ско­го ун-та в Ка­то­ви­це (Поль­ша; 1990). От­де­ле­ние Праж­ской нац. ху­дож. га­ле­реи. Бо­та­нич. сад. Баль­нео­ло­гич. центр Дар­ков (1867).

К. – один из важ­ных цен­тров уг­ле­добы­ваю­щей и ме­тал­лур­гич. пром-сти Ост­рав­ско-Кар­вин­ско­го уголь­но­го бас­сей­на. До­бы­ча вы­со­ко­ка­честв. ка­мен­ных уг­лей (ок. 80% при­год­но для кок­со­ва­ния) ок. 15–17 млн. т в год (22–23 млн. т в нач. 1980-х гг.). Про­из-во кок­са. Уголь­ные ком­па­нии, дей­ст­вую­щие в К. (OKD и «Polcarbo»), по­став­ля­ют кокс на ме­тал­лур­гич. пред­при­ятия в го­ро­дах Ост­ра­ва и Трши­нец, энер­ге­тич. уг­ли – на ме­ст­ные ТЭС (в К. и со­сед­нем г. Дет­ма­ро­ви­це); зна­чит. часть уг­ля и кок­са от­прав­ля­ет­ся на экс­порт. Круп­ное про­из-во тон­ко­стен­ных свар­ных труб (за­вод ком­па­нии «Jakl», при­над­ле­жа­щей ме­ж­ду­нар. кон­цер­ну «ArcelorMittal»); ряд ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щих пред­при­ятий. Про­из-во пла­ст­масс; пред­при­ятия ме­бель­ной, пи­ще­вой (хле­бо­бу­лоч­ной и кон­ди­тер­ской) пром-сти и др. Близ К. фор­ми­ру­ет­ся пром. парк «Но­ве-По­ле»; дей­ст­ву­ют пред­при­ятия по про­из-ву: ком­плек­тую­щих де­та­лей и аг­ре­га­тов для ав­то­мо­би­лей (амер. фирм «Stant» и «Baumann», брит. «Gates Hydraulics», юж.-кор. «Se­jong»), в т. ч. для ав­то­сбо­роч­но­го за­во­да юж.-кор. кор­по­ра­ции «Hyundai» в близ­ле­жа­щем пос. Но­шо­ви­це; ве­ло­си­пе­дов (япон. фир­мы «Shimano»); фар­ма­цев­тич. пре­па­ра­тов (швед. ком­па­нии «Möln­lycke»).

Вернуться к началу