Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЙО́ЭНСУУ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Чиркова

ЙО́ЭНСУУ (Joensuu), го­род на вос­то­ке Фин­лян­дии, ля­ни (гу­бер­ния) Вост. Фин­лян­дия. Нас. 57,7 тыс. чел. (2008). Рас­по­ло­жен на р. Пие­лисйо­ки, при её впа­де­нии в оз. Ори­ве­си (сис­те­ма озёр Сай­ма), в 70 км от гра­ни­цы с Рос­си­ей. Порт (гру­зо­обо­рот ок. 400 тыс. т в год). Че­рез Й. про­хо­дят важ­ней­шие ав­то­мо­биль­ные (ма­ги­ст­раль Кос­кен­кю­ля – Кая­а­ни) и ж.-д. (в т. ч. вы­со­ко­ско­ро­ст­ная до­ро­га Хель­син­ки – Йоэн­суу) ма­ги­ст­ра­ли, со­еди­няю­щие сев. и юж. рай­оны стра­ны.

Ос­но­ван в 1848 по ука­зу рос. имп. Ни­ко­лая I в устье р. Пие­лисйо­ки на мес­те од­но­им. де­рев­ни. С за­вер­ше­ни­ем в 1856 строи­тель­ст­ва Сай­мен­ско­го ка­на­ла го­род стал цен­тром ожив­лён­ной тор­гов­ли ме­ж­ду Сев. Ка­ре­ли­ей, С.-Пе­тер­бур­гом и Зап. Ев­ро­пой. В 1860 по­лу­чил ста­тус ста­пель­но­го го­ро­да с пра­вом при­ни­мать иностр. ко­раб­ли. С 1894 ж.-д. стан­ция. Раз­ви­вал­ся как ле­со­сплав­ный порт, спе­циа­ли­зи­ро­вал­ся так­же на де­ре­во­об­ра­бот­ке, про­из-ве кро­вель­но­го же­ле­за (на ба­зе ме­ст­ных ме­сто­ро­ж­де­ний бо­лот­ной же­лез­ной ру­ды) и сли­воч­но­го мас­ла. К нач. 20 в. один из круп­ней­ших пор­то­вых го­ро­дов Ве­ли­ко­го кн-ва Фин­лянд­ско­го. С 1918 в со­ста­ве Фин­лян­дии. С 1960-х гг. до адм. ре­фор­мы 1997 центр ля­ни Сев. Ка­ре­лия (По­хьойс-Карь­я­ла). В 1954 в со­став го­ро­да вклю­че­на ком­му­на Пие­ли­сен­суу, в 2005 – сель­ские об­щи­ны Кийх­те­люс­ваа­ра и Туу­по­ваа­ра.

Со­хра­ни­лись: в цен­тре го­ро­да – пра­во­слав­ная де­рев. ц. Св. Ни­ко­лая (1887, арх. Г. Ф. Кар­пов), еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (1903, нео­го­тич. стиль, арх. Йо­зеф Стен­бек), зда­ние гор. со­ве­та (1914, арх. Э. Саа­ри­нен; ны­не гор. те­атр), ц. Св. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва при пра­во­слав­ной се­ми­на­рии; лю­те­ран­ские (в Кийх­те­люс­ваа­ра, 1770; в Туу­по­ваа­ра, 1902, и др.) и пра­во­слав­ные церк­ви. Фин­ский НИИ ле­са, Ев­роп. ин-т ле­са (ме­ж­ду­нар. н.-и. орг-ция по про­бле­мам лес­но­го хо­зяй­ст­ва). Ун-т Й. (1969), Ун-т при­клад­ных на­ук Сев. Ка­ре­лии (ос­но­ван в 1992; совр. назв. с 2006). Гор. б-ка (1862). Му­зеи: изо­бра­зит. ис­кусств (1962), Сев. Ка­ре­лии (крае­вед­че­ский), ис­то­рич. му­зей-бун­кер (в при­го­ро­де Й., во­ен. ук­ре­п­ле­ние вре­мён 2-й ми­ро­вой вой­ны). Гор. ор­кестр (1953). Ме­ж­ду­нар. еже­год­ный лет­ний фес­ти­валь рок- и поп-му­зы­ки «Ило­саа­ри­рок» (с 1971). Куль­тур­но-ту­ри­стич. центр Ка­ре­ли­кум.

Й. – ак­тив­но раз­ви­ваю­щий­ся на­уч­но-про­из­водств. центр Фин­лян­дии, в эко­но­ми­ке го­ро­да до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг. На­уч. парк Й. (ком­плекс­ный тех­но­ло­гич. центр, со­че­таю­щий на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­скую – в осн. по про­бле­мам лес­но­го хо­зяй­ст­ва – и биз­нес-дея­тель­ность). Раз­вит сек­тор де­ло­вых ус­луг. В пром. про­из-ве наи­бо­лее важ­ную роль иг­ра­ет вы­пуск тех­ни­ки для с. х-ва и ле­со­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са (пред­при­ятия ком­па­ний «Kesla», «John Deer»), разл. ме­ха­низ­мов для за­пи­ра­ния две­рей и ком­плек­тую­щих к ним (ком­па­ния «Abloy Oy», раз­ра­бот­чик и ве­ду­щий про­из­во­ди­тель элек­тро­ме­ха­нич. зам­ков и двер­ных ме­ха­низ­мов, а так­же стро­ит. ско­бя­ных из­де­лий в стра­нах Скан­ди­на­вии), элек­тро­тех­нич. про­дук­ции, пла­ст­масс (фир­ма «Perlos» – в т. ч. ме­тал­лич. и пла­ст­мас­со­вые ком­плек­тую­щие для те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной и элек­трон­ной пром-сти), по­ли­гра­фич. про­дук­ции.

Вернуться к началу