Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИХЭЦЮА́НЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 249

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Юркевич

ИХЭЦЮА́НЬ («Ку­лак во имя спра­вед­ли­во­сти и со­гла­сия»), тай­ное об­ще­ст­во в Ки­тае в 19 – нач. 20 вв. В 1899–1901 воз­гла­ви­ло вос­ста­ние Ихэ­ту­ань. Назв. «И.» при­ме­ня­лось и к примк­нув­шим к вы­сту­п­ле­нию др. тай­ным об­ще­ст­вам, имев­шим сход­ные ре­лиг. и идео­ло­гич. ус­та­нов­ки. Ор­га­ни­за­ции И. дей­ст­во­ва­ли гл. обр. в пров. Шань­дун и сто­лич­ной пров. Чжи­ли. Ие­рог­лиф «цю­ань» (ку­лак) в на­зва­нии сви­де­тель­ст­ву­ет о свя­зи с нар. шко­ла­ми тра­диц. бое­вых ис­кусств (гун­фу). Кол­лек­тив­ные за­ня­тия яв­ля­лись ос­но­вой ри­ту­аль­ной прак­ти­ки для ря­до­вых чле­нов ор­га­ни­за­ций, со­сто­яв­ших пре­им. из кре­сть­ян. Счи­та­лось, что эти прак­ти­ки, со­про­во­ж­дав­шие­ся за­учи­ва­ни­ем за­кли­на­ний-ре­чи­та­ти­вов, со­об­ща­ют адеп­там сверхъ­ес­теств. спо­соб­но­сти и не­уяз­ви­мость. Впер­вые назв. «И.» встре­ча­ет­ся в до­ку­мен­тах в 1808, но то­ж­де­ст­вен­ность упо­ми­нае­мо­го в них об­ще­ст­ва с тем, что су­ще­ст­во­ва­ло на ру­бе­же 19–20 вв., не до­ка­за­на. В осо­бый пан­те­он бо­гов И. вхо­ди­ли гл. обр. обо­же­ст­в­лён­ные нар. ге­рои. Идео­ло­гия И. от­ли­ча­лась край­ним не­при­яти­ем лю­бых внеш­них куль­тур­ных и тех­нич. за­им­ст­во­ва­ний. Чле­ны об­ще­ст­ва да­ва­ли клят­ву «не быть жад­ным, не пре­да­вать­ся раз­вра­ту, не пре­сту­пать во­ли ро­ди­те­лей, не на­ру­шать за­ко­нов, унич­то­жать чу­же­зем­цев, уби­вать чи­нов­ни­ков-ли­хо­им­цев». По­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния дея­тель­ность об­ществ под назв. «И.» не от­ме­ча­лась.

Лит.: Ка­люж­ная Н. М. Вос­ста­ние ихэ­туа­ней (1898–1901). М., 1978; Не­пом­нин О. Е. Ис­то­рия Ки­тая: эпо­ха Цин. XVII – на­ча­ло XX в. М., 2005.

Вернуться к началу