Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСКЕНДЕРУ́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 721

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Воропаев (экономика)

ИСКЕНДЕРУ́Н (Iskenderun), го­род на юге Тур­ции, адм. центр иля Ха­тай. Нас. 157,9 тыс. чел. (2008). Рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье зал. Ис­кен­де­рун Сре­ди­зем­но­го м., у под­но­жия хреб­та Нур. Узел ав­то­до­рог, ж.-д. стан­ция на ма­ги­ст­ра­ли Мер­син – Ада­на – Ис­кен­де­рун – Ну­сай­бин. Порт (об­слу­жи­ва­ет по­треб­но­сти юго-вост. и вост. рай­онов Ана­то­лии, а так­же тран­зит гру­зов стран Ближ­не­го Вос­то­ка; гру­зо­обо­рот св. 4 млн. т, нач. 21 в.). Ко­неч­ный пункт неф­те­про­во­да из Кир­ку­ка (Ирак).

Ос­но­ван пре­ем­ни­ка­ми Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го в кон. 4 в. до н. э. в оз­на­ме­но­ва­ние его по­бе­ды над перс. вой­ска­ми Да­рия III при Ис­се (333 до н. э.); го­род на­хо­дит­ся в 37 км к югу от мес­та сра­же­ния; воз­мож­но, на этом мес­те рас­по­ла­гал­ся во­ен. ла­герь Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го. Бла­го­да­ря удоб­ст­ву зал. Ис­кен­де­рун и гео­гра­фич. бли­зо­сти к гор­ным про­хо­дам, ве­ду­щим в Си­рию, И. в сред­ние ве­ка яв­лял­ся стра­те­ги­че­ски важ­ным пор­том и пе­ре­ва­лоч­ным цен­тром на пу­тях ка­ра­ван­ной тор­гов­ли из Ира­ка, Ира­на, Юж. и Вост. Азии. В 1516 И. и его ок­ру­га во­шли в со­став Ос­ман­ской им­пе­рии как об­ласть (тур. – санд­жак) Ха­леб­ской про­вин­ции (ви­лай­е­та). Порт И. об­слу­жи­вал тор­го­вые ну­ж­ды Ха­ле­ба и др. го­ро­дов сев. Си­рии, а так­же слу­жил ба­зой для ге­ну­эз­ских и ве­не­ци­ан­ских куп­цов. С 1620-х гг. брит. Ле­ван­тий­ская ком­па­ния раз­вер­ну­ла в И. (по­лу­чив­шем у ев­ро­пей­цев назв. Алек­сан­д­рет­та) своё пред­ста­ви­тель­ст­во и фак­то­рию, про­су­ще­ст­во­вав­шие до 1825. Зна­че­ние И. не­с­коль­ко умень­ши­лось с ин­тен­сив­ным раз­ви­ти­ем мор. тор­го­вых пу­тей во­круг Аф­ри­ки (17–18 вв.) и от­кры­ти­ем Су­эц­ко­го ка­на­ла (1869).

В кон. 1-й ми­ро­вой вой­ны (но­яб. 1918) Алек­сан­д­ретт­ский санд­жак вме­сте с И. был ок­ку­пи­ро­ван брит., а за­тем франц. вой­ска­ми и в 1920 вклю­чён в со­став франц. ман­дат­ной тер­ри­то­рии в Си­рии. В 1936 Тур­ция предъ­я­ви­ла пре­тен­зию на Алек­сан­д­ретт­ский санд­жак в Ли­ге На­ций. В 1937 санд­жак, фор­маль­но ос­та­вав­ший­ся (со­глас­но фран­ко-си­рий­ско­му до­го­во­ру 1936) ав­то­ном­ной еди­ни­цей в со­ста­ве Си­рии, пе­ре­шёл под кон­троль Фран­ции и Тур­ции. 7.9.1938 в И. про­воз­гла­ше­но ав­то­ном­ное гос-во Ха­тай, ко­то­рое 29.6.1939 бы­ло при­сое­ди­не­но к Тур­ции (Си­рия не при­зна­ла ан­нек­сию И. и не­од­но­крат­но вы­ра­жа­ла Тур­ции про­тест). Со­хра­ни­лись руи­ны тур. кре­по­сти (нач. 17 в.).

И. – центр с.-х. рай­она (зер­но­вые, та­бак, цит­ру­со­вые, фрук­ты). Пред­при­ятия пи­ще­вой, тек­стиль­ной пром-сти, ме­тал­лур­гич. за­вод, про­из-во удоб­ре­ний. Строи­тель­ст­во (за­вер­ше­ние в 2010) рос.-тур. ме­тал­лур­гич. пред­при­ятия «ММК Atakas A. S.». Во­ен.-мор. ба­за. В ок­ре­ст­но­стях – мор. ку­рор­ты. Близ И. – руи­ны древ­не­го г. Исс, ком­плекс Со­кол­лу Мех­мет-па­ши в Яка­джи­ке (Па­яс, 16 в.; вклю­ча­ет ме­четь, мед­ре­се, ка­ра­ван-са­рай, ба­ни, ба­зар).

Вернуться к началу