Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЛЛЮ́ЗИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 103

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. Е. Славский
Аттракцион И. Э. Кио.

ИЛЛЮ́ЗИЯ, цир­ко­вой и эс­т­рад­ный жанр. Со­сто­ит в де­мон­ст­ри­ро­ва­нии трю­ков и фо­ку­сов (по­яв­ле­ний, ис­чез­но­ве­ний, пе­ре­ме­ще­ний, из­ме­не­ний фор­мы и т. п. пре­вра­ще­ний разл. пред­ме­тов и лю­дей), ко­то­рые при всей за­га­доч­но­сти, оче­вид­ной ало­гич­но­сти соз­да­ют впе­чат­ле­ние пол­ной дос­то­вер­но­сти, ре­аль­но­сти. Стро­ит­ся на об­ма­не зре­ния, на уме­нии во­вре­мя от­влечь вни­ма­ние зри­те­ля и т. п. Су­ще­ст­ву­ют два ви­да И.: ма­ни­пу­ля­ция – де­мон­ст­ри­ро­ва­ние лов­ко­сти рук (кис­тей и паль­цев) и ил­лю­зио­низм – по­каз фо­ку­сов, ос­но­ван­ных на при­ме­не­нии спец. ап­па­ра­ту­ры. Иск-во И. вос­хо­дит к ри­ту­аль­ным прак­ти­кам Древ­не­го Вос­то­ка, где жре­цы с по­мо­щью разл. уст­ройств тво­ри­ли «чу­де­са» (вне­зап­ное по­яв­ле­ние ста­туй бо­гов, свя­щен­но­го ог­ня и др.). В Древ­ней Гре­ции су­ще­ст­во­ва­ла тав­ма­тур­гия – иск-во фо­ку­са; тав­ма­тур­ги за­бав­ля­ли при­сут­ст­вую­щих на до­маш­них празд­не­ст­вах. В ср.-век. Ев­ро­пе фо­ку­сы по­ка­зы­ва­ли бро­дя­чие ко­ме­ди­ан­ты, в Рос­сии – ско­мо­ро­хи. В кон. 18 – нач. 19 вв. ил­лю­зи­он­ные пред­став­ле­ния строи­лись на ис­поль­зо­ва­нии ме­ха­низ­мов (оп­ти­че­ские и др. при­спо­соб­ле­ния И. П. Ку­ли­би­на, 1770–80; ме­ха­ни­че­ская кук­ла Х. Чуг­ма­ла, 1836, и др.). В нач. 20 в. бы­ли попу­ляр­ны пред­став­ле­ния Г. Гу­ди­ни, Г. Джей­ка, В. Ла­рио­но­ва, Ф. Г. Ива­но­ва; но­ме­ра фа­ки­ров (Лин­га-Синг, То-Ра­ма, Д. Лон­го). В даль­ней­шем зре­лищ­ность, фее­рич­ность, эле­мен­ты юмо­ра, за­ни­ма­тель­ность в со­че­та­нии с вы­со­ким ис­пол­ни­тель­ским мас­тер­ст­вом ста­ли ос­но­во­по­ла­гаю­щи­ми прин­ци­па­ми в иск-ве фо­ку­са. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных фо­кус­ни­ков: Ж. Ж. Пи­нет­ти, Дж. Б. Бос­ко (Ита­лия), Р. Ке­фа­ло, Д. Коп­пер­филд (США), А. и К. Гер­ман (Гер­ма­ния), П. Ч. Сор­кар (Ин­дия), Ж. Э. Роб­бер-Уден (Фран­ция), Э. Т., Э. Э. и И. Э. Кио, Ал­ли-Вад (А. А. Ва­ди­мов-Мар­ке­лов), А. А. Ако­пян, И. К. Сим­во­ло­ков (Рос­сия).

Лит.: Ура­зов И. Фа­ки­ры. М., 1928; Оз­но­би­шин Н. Ил­лю­зио­ны. М., 1929; Кио Э. Т. Фо­ку­сы и фо­кус­ни­ки. М., 1958; Ва­ди­мов А. А. Ис­кус­ст­во фо­ку­са. М., 1959; Ва­ди­мов А. А., Три­вас М. А. От ма­гов древ­но­сти до ил­лю­зио­ни­стов на­ших дней. М., 1966; Дмит­ри­ев Ю. А. Цирк в Рос­сии. М., 2004.

Вернуться к началу