Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИИСУ́С, СЫН СИРА́ХОВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 68

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Сомов

ИИСУ́С, СЫН СИРА́ХОВ (евр. יהושּׁע בן־סירא), иу­дей­ский муд­рец, ав­тор Кни­ги Пре­муд­ро­сти Иису­са, сы­на Си­ра­хо­ва. Жил в кон. 3 – нач. 2 вв. до н. э. в Па­ле­сти­не. При­над­ле­жал к т. н. ха­ха­мам – муд­ре­цам, обыч­но при­бли́­жен­ным к цар­ско­му дво­ру и час­то слу­жив­шим пис­ца­ми, судь­я­ми или ди­пло­ма­та­ми. Мно­го пу­те­ше­ст­во­вал, об­ла­дал об­шир­ны­ми зна­ния­ми: в его кни­ге со­дер­жат­ся све­де­ния о при­двор­ных обы­ча­ях, бо­го­слу­же­нии, тор­гов­ле и ме­ди­ци­не. Внук И., с. С., пе­ре­вед­ший его кни­гу на греч. язык для алек­сан­д­рий­ских иу­де­ев (ок. 132 до н. э.), со­об­ща­ет, что его дед по­свя­щал мно­го вре­ме­ни изу­че­нию За­ко­на, Про­ро­ков и др. оте­че­ских книг. Это го­во­рит о том, что он имел в на­ли­чии б. ч. вет­хо­за­вет­ных тек­стов. И., с. С., при­над­ле­жал к выс­шим сло­ям об­ще­ст­ва и, ви­ди­мо, ос­но­вал шко­лу, в ко­то­рой обу­чал муд­ро­сти бо­гатых юно­шей. Свою кни­гу он на­пи­сал ок. 180 до н. э. в тра­ди­ции вет­хо­за­вет­ной лит-ры Пре­муд­ро­сти, счи­тая се­бя на­след­ни­ком муд­ре­цов про­шло­го (ср.: Сир. 33:16). Его це­лью бы­ло дать на­став­ле­ние в по­все­днев­ной жиз­ни со­глас­но За­ко­ну Мои­сея, для че­го он со­брал разл. из­ре­че­ния, со­ве­ты, гим­ны, раз­мыш­ле­ния и про­слав­ле­ния евр. пра­вед­ни­ков про­шло­го. Бо­го­сло­вие кни­ги близ­ко к тра­ди­ции Кни­ги Притчей Со­ло­мо­но­вых и со­дер­жит раз­мыш­ле­ния о Пре­муд­ро­сти Божи­ей и её дея­ни­ях в ис­то­рии. Кро­ме то­го, этот текст да­ёт пред­став­ле­ние о жиз­ни иу­де­ев на­ка­ну­не Мак­ка­вей­ско­го вос­ста­ния (167–164 до н. э., см. Мак­ка­веи).

В пра­во­слав­ной тра­ди­ции Кни­га Пре­муд­ро­сти Иису­са, сы­на Си­ра­хо­ва, от­но­сит­ся к не­ка­но­ни­че­ским кни­гам, в ка­то­ли­че­ской – к вто­ро­ка­но­ни­че­ским и на­зы­ва­ет­ся «Экк­ле­сиа­сти­кус», а у про­тес­тан­тов счи­та­ет­ся од­ним из вет­хо­за­вет­ных апо­кри­фов. До кон. 19 в. был из­вес­тен лишь греч. пе­ре­вод этой кни­ги, од­на­ко в 1896 в Каи­ре был най­ден её евр. текст.

Лит.: Duesberg H., Fransen I. Ecclesiastico. Turin, 1966; Rad G. von. Wisdom in Israel. L., 1972; Middendorp T. Die Stellung Jesu ben Siras zwischen Judentum und Hellenismus. Leiden, 1973.

Вернуться к началу