Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИВАНО́В-БОРЕ́ЦКИЙ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ИВАНО́В-БОРЕ́ЦКИЙ Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич [4(16).6.1874, Мо­ск­ва – 1.4.1936, там же], российский му­зы­ко­вед, пе­да­гог, общественный деятель. В 1896 окон­чил юри­дический факультет Московского университета. Тео­рию ком­по­зи­ции изу­чал у Н. С. Кле­нов­ско­го в Мо­ск­ве (1894–96) и Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва в Санкт-Пе­тер­бур­ге (1898–1900), ис­то­рию му­зы­ки – во Фло­рен­тий­ской консерватории у А. Фаль­ко­ни (1903–04). Один из ос­но­ва­те­лей и действительный член общества «Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ская биб­лио­те­ка». Участ­во­вал в ра­бо­те Московской сим­фо­нической ка­пел­лы, пре­по­да­вал на Пре­чис­тен­ских кур­сах. По­сле 1917 ра­бо­тал в об­щественных ор­га­ни­за­ци­ях, на­учных ин­сти­ту­тах (в ча­ст­но­сти, был учё­ным сек­ре­та­рём ГИМН). Со­труд­ни­чал в эн­цик­ло­пе­ди­ях (сло­варь Гра­нат, БСЭ, Ма­лая советская эн­цик­ло­пе­дия, 11-е издание Музыкального сло­ва­ря Х. Ри­ма­на, и др.). С 1922 профессор Московской консерватории (курс ис­то­рии западноевропейской му­зы­ки), где в 1923 соз­дал научно-исследовательское от­де­ле­ние (в 1929–30 про­рек­тор по на­учной час­ти, в 1932–34 заведующий ис­то­ри­ко-тео­ре­тической ка­фед­рой). Сре­ди уче­ни­ков: Д. В. Жи­то­мир­ский, Ю. В. Кел­дыш, Т. Н. Ли­ва­но­ва, Л. А. Ма­зель, В. Э. Фер­ман. Член ред­кол­ле­гии журнала «Му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние» (1925–30), редактор сборника «Му­зы­каль­ное на­след­ст­во» (вып. 1, 1935). 

И.-Б. – один из основателей отечественной шко­лы ис­то­рического му­зы­ко­зна­ния. Зна­ток му­зы­ки западноев­ропейского Сред­не­ве­ко­вья, Воз­ро­ж­де­ния и 17–18 вв., под­го­то­вил ряд нот­ных пуб­ли­ка­ций. Антология «Му­зы­каль­но-ис­то­ри­че­ская хре­сто­ма­тия» (вып. 1–3, 1929, 2-е изд., 1933–36) с обширной вводной статьёй и обстоятельными ком­мен­та­ри­я­ми к нотным примерам сохраняет свою значимость поныне. Фак­си­ми­ле так называемой Мо­с­ков­ской чер­но­вой тет­ра­ди Л. ван Бет­хо­ве­на (эс­ки­зы квар­те­тов op. 130 и 132 и ком­мен­та­рии к ним – «Му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние». 1927. № 1/2. С. 7–91) – цен­ный вклад в ми­ро­вую бет­хо­вениа­ну.

Под ре­дак­ци­ей И.-Б. вы­шли пе­ре­во­ды на русский язык мо­но­гра­фий Ж. Ком­ба­рье («Французская музыка XVI века») и П. Об­ри («Трубадуры и труверы»; 1932). К переводу энциклопедической статьи «Les théories harmoniques» Л. Ше­ва­лье добавил обширные научные комментарии, аналитический очерк о теоретических учениях, созданных на Западе (А. Шёнберг, А. Джентили) и в России (Ю. К. Арнольд, Б. Л. Яворский, Н. А. Гарбузов) в конце 19 и в 20 вв. и опубликовал под названием «История учений о гармонии» (1932). Переводы средневековых и ренессансных музыкальных трактатов, выполненные И.-Б. с латыни, итальянского и др языков, не опубликованные при жизни, включены В. П. Шестаковым в антологию «Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения» (1966) .

Ав­тор опер («Адоль­фи­на», пост. в 1908; «Кол­ду­нья», пост. в 1918, На­род­ный дом, Мо­ск­ва), сим­фо­нической, ка­мер­ной музыки и др.

Соч.: О. Лас­со. М., 1908; Па­ле­ст­ри­на. М., 1909; Очерк ис­то­рии мес­сы. М., 1910; Жос­кин де Прэ. М., 1910; Пер­во­быт­ное му­зы­каль­ное ис­кус­ст­во. 2-е изд. М., 1929; Ста­тьи и ис­сле­до­ва­ния… М., 1972.

Лит.: Кел­дыш Ю. М. В. Ива­нов-Бо­рец­кий // Вы­даю­щие­ся дея­те­ли тео­ре­ти­ко-ком­по­зи­тор­ско­го фа­куль­те­та Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии. М., 1966; Ива­нов-Бо­рец­кий Д. Дея­тель­ность АК МУЗО Нар­ком­про­са – на­чаль­ная стра­ни­ца со­вет­ско­го му­зы­коз­на­ния (Из ар­хи­ва М. В. Ива­но­ва-Бо­рец­ко­го) // Из про­шло­го со­вет­ской му­зы­каль­ной куль­ту­ры. М., 1976. Вып. 2.

Вернуться к началу