Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУНСУ́НЬ ЛУН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 162

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ГУНСУ́НЬ ЛУН, Гун­сунь Лун-цзы, Цзы-бин (сер. 4 в. до н. э., цар­ст­во Чжао, ны­не пров. Шань­си – сер. 3 в. до н. э.), кит. фи­ло­соф, ве­ду­щий пред­ста­ви­тель шко­лы имён (мин цзя) и тра­ди­ции бянь (эри­сти­ки, «диа­лек­ти­ки», «со­фис­ти­ки»). Из со­чи­не­ний Г. Л. со­хра­ни­лось неск. тек­стов в фор­ме диа­ло­гов и се­рии де­фи­ни­ций, со­став­ляю­щих 5 из 6 глав трак­та­та «Гун­сунь Лун-цзы» (рус. пер. глав 2, 3, 4 в кн. «Древ­не­ки­тай­ская фи­ло­софия», т. 2, 1973, с. 59–65). В «Чжуан-цзы» (гл. 33) и «Ле-цзы» (гл. 4) Г. Л. при­пи­сы­ва­ет­ся ряд афо­риз­мов, часть ко­то­рых по­доб­на апо­ри­ям Зе­но­на Элей­ско­го: «В стре­ми­тель­ном [по­лё­те] стре­лы есть мо­мент от­сут­ст­вия и дви­же­ния, и ос­та­нов­ки»; «Ес­ли от пал­ки [дли­ной] в один чи еже­днев­но от­ни­мать по­ло­вину, это не за­вер­шит­ся и че­рез 10000 поко­ле­ний». Г. Л. од­ним из пер­вых в Ки­тае по­пы­тал­ся по­стро­ить се­ман­тич. тео­рию, со­еди­няю­щую ло­ги­ку и грам­ма­ти­ку и при­зван­ную «пра­виль­ным [упо­т­реб­ле­ни­ем] имён (мин) и реа­лий (ши) пре­об­ра­зить Под­не­бес­ную» (гл. 1). Бу­ду­чи па­ци­фи­стом и сто­рон­ни­ком «объ­еди­няю­щей люб­ви» (цзянь ай), Г. Л. рас­счи­ты­вал пу­тём об­су­ж­де­ния и до­ка­за­тель­но­го убе­ж­де­ния пре­дот­вра­щать во­ен. кон­флик­ты.

Мир, по Г. Л., со­сто­ит из отд. ве­щей, ко­то­рым при­су­щи не­за­ви­си­мые раз­но­род­ные ка­че­ст­ва, вос­при­ни­мае­мые разл. ор­га­на­ми чувств и син­те­зи­руе­мые ду­хом (шэнь). То, что де­ла­ет вещь та­ко­вой, есть её су­ще­ст­во­ва­ние в ка­че­ст­ве кон­крет­ной реа­лии, ко­то­рая долж­на быть од­но­знач­но на­име­но­ва­на. Про­воз­гла­шён­ный ещё Кон­фу­ци­ем иде­ал «пра­виль­но­го [упот­реб­ле­ния] имён» (чжэн мин), т. е. од­но­знач­но­го со­от­вет­ст­вия имён и реа­лий, обу­сло­вил по­яв­ле­ние зна­ме­ни­то­го те­зи­са Г. Л.: «Бе­лая ло­шадь не есть ло­шадь», вы­ра­жаю­ще­го раз­ли­чие имён «бе­лая ло­шадь» и «ло­шадь». Г. Л. рас­смат­ри­вал зна­ки так же на­ту­ра­ли­сти­че­ски, как и пред­став­ляе­мые ими объ­ек­ты, что от­ра­жа­ет его ис­тол­ко­ва­ние па­ра­док­са Хуй Ши «У пе­ту­ха три но­ги», ука­зы­ваю­щее на две фи­зич. но­ги и сло­во «но­га».

Про­бле­му ре­фе­рен­ции Г. Л. ре­шал с по­мо­щью наи­бо­лее ори­ги­наль­ной в его сис­те­ме ка­те­го­рии чжи («па­лец», но­ми­на­тив­ное ука­за­ние), смысл ко­то­рой рас­кры­вал­ся им в па­ра­док­саль­ных ха­рак­те­ри­сти­ках: мир как мно­же­ст­во ве­щей под­ле­жит чжи, по­сколь­ку лю­бая вещь дос­туп­на но­ми­на­тив­но­му ука­за­нию, но это­го нель­зя ска­зать о ми­ре как еди­ном це­лом (Под­не­бес­ной); оп­ре­де­ляя ве­щи, чжи в то же вре­мя оп­ре­де­ля­ют­ся ими, ибо не су­ще­ст­ву­ют без них и т. д. Ис­сле­до­ва­ние трак­та­та Г. Л. с по­мо­щью совр. ло­гич. ап­па­ра­та вы­яв­ля­ет важ­ней­шие осо­бен­но­сти по­зна­ват. ме­то­до­ло­гии др.-кит. фи­ло­со­фии.

Лит.: Kou Pao-koh I. Deux sophistes chinois: Houei Che et Kong-souen Long. P., 1953; Kan­del J. Die Lehren des Kung-sun Lung. Würzburg, 1971.

Вернуться к началу