Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИСА́ЙЯ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 378

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Станюкович
Крестьянка у посадок текстильного банана. Остров Негрос. 2006. Фото М. В. Станюкович

ВИСА́ЙЯ (ви­сая, би­сайя), 1) груп­па австро­не­зий­ских на­ро­дов на Фи­лип­пи­нах (ви­сай­ян­цы; са­мо­на­зва­ния – bisaya, kabi­say-an). Жи­вут на Ви­сай­ских о-вах (ре­гио­ны Зап., Центр. и Вост. Ви­сая). Вклю­ча­ют на­ро­ды: соб­ст­вен­но В., или се­буа­но (15 млн. чел. – остро­ва Се­бу, Нег­рос, Мин­да­нао), ка­пис­нон и ак­ла­нон (о. Па­най), хи­ли­гай­нон, или илон­го, ки­на­рай-а (остро­ва Па­най, Нег­рос), ва­рай (остро­ва Са­мар и Лейте) и др. Чис­лен­ность ок. 29 млн. чел. (2000, пе­ре­пись). Го­во­рят на би­сай­ских язы­ках. Рас­про­стра­не­ны так­же та­галь­ский и англ. язы­ки. В осн. ка­то­ли­ки (В. – гл. про­вод­ни­ки хри­сти­а­ни­за­ции в юж. му­сульм. ареа­ле Фи­лип­пин).

В до­ис­пан­ский пе­ри­од В. (осо­бен­но се­буа­но) бы­ли ак­тив­ны­ми уча­ст­ни­ка­ми тор­гов­ли на мор. шёл­ко­вом пу­ти, со­еди­няв­шем Ин­дию и Ки­тай с Ближ­ним Вос­то­ком; бы­ли зна­ко­мы с ин­ду­из­мом, буд­диз­мом, ис­ла­мом, ос­та­вив­ши­ми след в язы­ке и фоль­к­ло­ре, но со­хра­ня­ли тра­диц. ре­ли­гию. Бы­ли раз­ви­ты мо­ре­пла­ва­ние, пи­рат­ст­во, ко­раб­ле­строе­ние, куз­неч­ное, ору­жей­ное, юве­лир­ное де­ло, тка­че­ст­во (тка­ни си­на­май из во­ло­кон тек­стиль­но­го ба­на­на, пи­нья из волокон ана­на­са, ху­си). Ви­сай­ские кня­же­ст­ва Бу­ту­ан, Ли­ма­са­ва, Се­бу, Мак­тан име­ли ди­на­стич. свя­зи и ве­ли тор­гов­лю с го­су­дар­ст­ва­ми Фи­лип­пин (Ма­ниль­ским сул­та­на­том, о. Мин­да­нао, сул­та­на­том Су­лу), Ин­до­не­зии и Ма­лай­зии (Шри­вид­жай­ей, Бру­не­ем). Пра­ви­те­ли, но­сив­шие ма­лай­ско-сан­скри­т­ские ти­ту­лы (рад­жа, ба­та­ра, сар­ри­па­да), со­став­ля­ли со­ци­аль­ный слой да­ту; их де­ти от ра­бынь – слой сво­бод­ных, но ог­ра­ни­чен­ных в пра­вах и не имев­ших соб­ст­вен­нос­ти вои­нов-дру­жин­ни­ков (ти­ма­ва); су­ще­ст­во­ва­ли клас­сы ра­бов (ори­пин). Пред­ста­ви­те­ли выс­ших сло­ёв в знак во­ин­ской

доб­лес­ти по­кры­ва­ли се­бя та­туи­ров­кой (из­об­ра­же­ния змей, яще­риц, гео­мет­рич. ор­на­мент); луч­шие вои­ны бы­ли та­туи­ро­ва­ны с го­ло­вы до ног (от­сю­да исп. назв. В. – pin­ta­dos, букв. – рас­кра­шен­ные). В 16 в. на­чи­на­ет­ся хри­стиа­ни­за­ция В. Рад­жа Се­бу Ху­ма­бон, кре­щён­ный Ма­гел­ла­ном, по­чи­та­ет­ся как пер­вый фи­лип­пин­ский хрис­ти­а­нин. Его тесть Ла­пу-Ла­пу, убив­ший Ма­гел­ла­на, счи­та­ет­ся пер­вым фи­лип­пин­ским бор­цом за не­за­ви­си­мость. Город Се­бу был сто­ли­цей исп. Фи­лип­пин.

Фото М. В. Станюкович Висайско-негритосская семья. В центре – глава семьи перемалывает кофе на каменной мельнице. Остров Негрос. 2006.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для рав­нин­ных на­ро­дов Фи­лип­пин (см. в ст. Фи­лип­пин­цы). Осн. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие (по­лив­ной и су­хо­доль­ный рис, тек­стиль­ный ба­нан, са­хар­ный тро­ст­ник, ко­кос; о. Нег­рос – круп­ней­ший эк­спор­тёр тро­ст­ни­ко­во­го са­ха­ра и ко­ко­со­во­го мас­ла) и жи­вот­но­вод­ст­во. Тра­диц. на­пит­ки: ту­ба из ко­ко­со­во­го мо­ло­ка или со­ка паль­мы ни­па, ка­ба­ра­ван – из мё­да, ин­тус, или ки­ланг, – из со­ка са­хар­но­го тро­ст­ни­ка, пан­га­си – из ри­са или про­са; все они ис­поль­зо­ва­лись для пе­ре­гон­ки спир­та (алак). Рас­про­ст­ра­не­ны пе­ту­ши­ные бои. В ян­ва­ре в Се­бу от­ме­ча­ет­ся праз­д­ник Сан­та-Ниньо в честь ме­ст­ной свя­ты­ни – ста­ту­эт­ки мла­ден­ца Хри­ста, по­да­рен­ной Ма­гел­ла­ном; на о. Па­най – празд­ник Ати-Ати­хан с те­ат­ра­ли­зо­ван­ны­ми пред­став­ле­ния­ми бит­вы меж­ду нег­ри­то и фи­лип­пи­нца­ми. Рас­про­ст­ра­не­но женс­кое ша­ман­ст­во. Была раз­ви­та муз. и тан­це­валь­ная куль­ту­ра, устная поэ­зия; ко­рот­кие сти­хот­во­ре­ния (ам­ба­хан), на­пи­сан­ные 7-слож­ным раз­ме­ром, за­пи­сы­ва­лись сло­го­вым пись­мом, не при­ме­няв­шим­ся для др. це­лей. Со­хра­ни­лись исп. пе­ре­ло­же­ния эпич. поэм (си­дай, кан­ду); ряд зна­ме­ни­тых па­мят­ни­ков ви­сай­ской пись­мен­но­сти («Ко­декс Ка­лан­тиа­но», поэ­ма «Ма­раг­тас») ны­не при­зна­ны под­дел­ка­ми 20 в. В. – наи­бо­лее ис­па­ни­зи­ро­ван­ный на­род Фи­лип­пин; исп. вли­я­ние про­сле­жи­ва­ет­ся в язы­ках, одеж­де, муз., тан­це­валь­ном и пе­сен­ном фольк­ло­ре, лит-ре, ар­хи­тек­ту­ре, жи­во­пи­си.

2) Эт­нич. груп­пы (би­сайя, ба­сайя) в со­ста­ве дая­ков на се­ве­ре о. Ка­ли­ман­тан. Чис­лен­ность в Ма­лай­зии (про­вин­ции Са­бах и Са­ра­вак) 17,3 тыс. чел., в Бру­нее 1 тыс. чел. (2006, оцен­ка). Го­во­рят на се­вер­но- и юж­но­би­сай­ском язы­ках ду­сун­ской под­груп­пы ка­ли­ман­тан­ских язы­ков.

Лит.: Alzina F. The Muñoz text of Alzina’s History of the Bisayan islands. Chi., 1960. Vol. 1–3; Hutterer K. An archaeological picture of a pre-Spanish Cebuano community. Cebu, 1973.

Вернуться к началу