Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИЕЛЬГО́РСКИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 269

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Лосева

ВИЕЛЬГО́РСКИЕ (Вьель­гор­ские, Вель­гор­ские), гра­фы, рос. муз. дея­те­ли, бра­тья. Ми­ха­ил Юрь­е­вич [31.10(11.11).1788–28.8(9.9).1856], ком­по­зи­тор. Уче­ник В. Мар­тин-и-Со­ле­ра, И. Г. Мил­ле­ра, Л. Ке­ру­би­ни. Жи­вя в 1804–10 за гра­ни­цей (вме­сте с бра­том), встре­чал­ся со мн. вы­даю­щи­ми­ся му­зы­кан­та­ми, в т. ч. с Л. ван Бет­хо­ве­ном в Ве­не. В име­нии Фа­те­ев­ка (Кур­ская губ.), с 1823 в сво­ём до­ме в Мо­ск­ве, с 1826 в С.-Пе­тер­бур­ге (где бра­тья по­се­ли­лись вме­сте) ре­гу­ляр­но уст­раи­вал кон­цер­ты. Дом в С.-Пе­тер­бур­ге стал не­офи­ци­аль­ным цен­тром муз. жиз­ни сто­ли­цы, здесь вы­сту­па­ли мн. ев­роп. зна­ме­ни­то­сти, со­би­ра­лись луч­шие пред­ста­ви­те­ли отеч. куль­ту­ры, впер­вые в Рос­сии ис­пол­ня­лись не­ко­то­рые со­чи­не­ния ста­рин­ных и совр. ком­по­зи­то­ров. За­ни­мая вы­со­кие долж­но­сти при дво­ре Ни­ко­лая I (с 1838 обер-шенк, с 1846 гоф­мей­стер), ока­зы­вал по­мощь отеч. му­зы­кан­там. Сре­ди со­чи­не­ний наи­боль­шей по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись ро­ман­сы. Ав­тор опе­ры «Цы­га­не», 2 сим­фо­ний и др. со­чи­не­ний для ор­ке­ст­ра, ка­мер­ной, хо­ро­вой му­зы­ки. Его ком­по­зи­тор­ский та­лант вы­со­ко це­нил Р. Шу­ман.

Мат­вей Юрь­е­вич [15(26).6.1794–21.2(5.3).1866], вио­лон­че­лист. Уче­ник А. Мейн­гард­та и Б. Ром­бер­га. С 1827 слу­жил при дво­ре (с 1856 обер-гоф­мей­стер). С нач. 1820-х гг. вы­сту­пал в са­ло­нах и бла­го­тво­рит. кон­цер­тах в Рос­сии и за ру­бе­жом, был по­сто­ян­ным уча­ст­ни­ком муз. со­б­ра­ний в до­ме бра­та, квар­тет­ных ве­че­ров у А. Ф. Льво­ва. Его иг­ру вы­со­ко це­ни­ли мн. му­зы­кан­ты, ему по­свя­ще­ны со­чи­не­ния Ф. Мен­дель­со­на, Р. Шу­ма­на, А. Г. Ру­бин­штей­на. Был од­ним из ру­ко­во­ди­те­лей Сим­фо­ни­че­ско­го и Кон­церт­но­го об­ществ С.-Пе­тер­бур­га, Имп. Рус­ско­го му­зы­каль­но­го об­ще­ст­ва (ИРМО). Вла­дел цен­ней­шей кол­лек­ци­ей струн­ных ин­ст­ру­мен­тов (в их чис­ле – пол­ный квар­тет ин­ст­ру­мен­тов ра­бо­ты А. Стра­ди­ва­ри), часть ко­то­рых вме­сте с нот­ной биб­лио­те­кой за­ве­щал С.-Пе­терб. конс. (ме­сто­на­хо­ж­де­ние их не­из­вест­но).

Лит.: Щер­ба­ко­ва Т. А. Ми­ха­ил и Мат­вей Ви­ель­гор­ские. М., 1990.

Вернуться к началу