Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕЛИ́КИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 9

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВЕЛИ́КИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ, в древ­ности и в сред­ние ве­ка ка­ра­ван­ная до­рога из Ки­тая в стра­ны Сред­ней и Пе­ред­ней Азии. Тер­мин «В. ш. п.» вве­дён в на­уч. обо­рот в кон. 19 в. герм. учё­ным Ф. Рихт­го­фе­ном. Со­глас­но ар­хео­ло­гич. дан­ным, с 3-го тыс. до н. э. функ­цио­ни­ро­вал «ла­зу­ри­то­вый путь», по ко­то­ро­му ла­зу­рит пе­ре­во­зил­ся из рай­она Ба­дах­ша­на в стра­ны Ме­ж­ду­ре­чья (Ур, Ла­гаш) и Ин­дии (Ха­рап­па, Мо­хенд­жо-Да­ро). С кон. 2-го тыс. до н. э. дей­ст­во­вал «неф­ри­то­вый путь» – тор­гов­ля са­мо­цве­та­ми из рай­она Кунь­лунь в об­мен на шёлк из Ки­тая. В сер. 1-го тыс. до н. э. эти ка­ра­ван­ные пу­ти на­ча­ли сли­вать­ся. В фор­ми­ро­ва­нии В. ш. п. как трансъ­ев­ра­зий­ской тор­го­во-транс­порт­ной ма­ги­ст­ра­ли важ­ную роль сыг­рал кит. чи­нов­ник Чжан Цянь, по­бы­вав­ший в Со­гдиа­не и Бак­трии и в 126 до н. э. пред­ста­вив­ший им­пе­ра­то­ру док­лад о вы­го­дах пря­мой тор­гов­ли ме­ж­ду Ки­та­ем и го­су­дар­ст­ва­ми Ср. Азии. В 123–119 до н. э. кит. вой­ска раз­гро­ми­ли ко­чев­ни­ков, соз­да­вав­ших уг­ро­зу тор­го­вым пу­тям из Ки­тая на за­пад, по­сле че­го В. ш. п. стал функ­цио­ни­ро­вать как сквоз­ной мар­шрут. В. ш. п. дей­ст­во­вал до 17 в. н. э., хо­тя с 15 в. в свя­зи с Ве­ли­ки­ми гео­гра­фич. от­кры­тия­ми на­чал ут­ра­чи­вать зна­че­ние. Имел про­тя­жён­ность св. 7 тыс. км. Вёл из Сиа­ни че­рез Лань­чжоу в Дуньху­ан, где раз­дваи­вал­ся: сев. до­ро­га про­хо­ди­ла че­рез Тур­фан, да­лее пе­ре­се­ка­ла Па­мир и шла в Фер­га­ну и ка­зах. сте­пи, юж­ная – ми­мо оз. Лоб­нор по юж. ок­раи­не пус­ты­ни Так­ла-Ма­кан че­рез Яр­кенд и Па­мир (в юж. час­ти) ве­ла в Бак­трию, а от­ту­да – в Пар­фию, Ин­дию и на Ближ­ний Вос­ток. Ме­ж­ду сев. и юж. до­ро­га­ми бы­ло неск. со­еди­няю­щих и про­ме­жу­точ­ных мар­шру­тов. С те­че­ни­ем вре­ме­ни сеть ком­му­ни­ка­ций ста­но­ви­лась всё бо­лее гус­той, вклю­ча­ла всё боль­ше от­ветв­ле­ний. В. ш. п. сыг­рал боль­шую роль в раз­ви­тии эко­номич. и куль­тур­ных свя­зей на­ро­дов Пе­ред­ней Азии, Сред­ней Азии и Ки­тая, а так­же трансъ­ев­ра­зий­ских тор­го­вых и куль­тур­ных кон­так­тов.

Вернуться к началу