Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕЙЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 703-704

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Шмаина-Великанова

ВЕЙЛЬ (Weil) Си­мо­на (3.2.1909, Па­риж – 24.8.1943, Аш­форд, графство Кент, Ве­ли­ко­бри­та­ния), франц. фи­ло­соф и мис­тик. Ро­ди­лась в со­стоя­т. евр. се­мье. Се­ст­ра А. Вей­ля. Окон­чи­ла ли­цей Ген­ри­ха IV (1927), где ис­пы­та­ла влия­ние Але­на, за­тем изу­ча­ла фи­ло­со­фию и клас­сич. фи­ло­ло­гию в Выс­шей нор­маль­ной шко­ле (1928–31). В 1931–38 пре­по­да­ва­ла фи­ло­со­фию в шко­лах в разл. го­ро­дах Фран­ции. В 1934–35 ра­бо­та­ла на ав­то­мо­биль­ных за­во­дах в Па­ри­же, же­лая ис­пы­тать на се­бе тя­жё­лые ус­ло­вия тру­да, о ко­то­рых пи­са­ла в мно­го­числ. стать­ях, пуб­ли­ко­вав­ших­ся в ле­вой пе­ча­ти («Раз­мыш­ле­ния о при­чи­нах сво­бо­ды и со­ци­аль­но­го уг­не­те­ния», 1933, и др.). Не­смот­ря на па­ци­фи­ст­ские убеж­де­ния, в 1936 уча­ст­во­ва­ла в гражд. вой­не в Ис­па­нии на сто­ро­не рес­пуб­ли­кан­цев в от­ря­де анар­хи­стов. В 1938 на Стра­ст­ной не­де­ле пе­ре­жи­ла об­ра­ще­ние в хри­сти­ан­ст­во («Хри­стос со­шёл – и за­хва­тил ме­ня»), од­на­ко до кон­ца жиз­ни так и не при­ня­ла кре­ще­ния и ос­та­ва­лась в ожи­да­нии на по­ро­ге Церк­ви, ви­дя своё ду­хов­ное при­зва­ние в том, что­бы до­ка­зать на опы­те, что мож­но быть хри­стиа­ни­ном вне фор­маль­ных гра­ниц Церк­ви. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны уча­ст­во­ва­ла в Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния, со­труд­ни­ча­ла в под­поль­ных жур­на­лах, в 1942 бы­ла вы­ну­ж­де­на по­ки­нуть Фран­цию. В Лон­до­не всту­пи­ла в ор­га­ни­за­цию Ш. де Гол­ля «Сво­бод­ная Фран­ция», го­то­ви­ла пе­ре­да­чи «Сво­бод­но­го ра­дио». Из со­ли­дар­но­сти со стра­даю­щи­ми от ли­ше­ний вой­ны ог­ра­ни­чи­ва­ла свой ра­ци­он и из­ну­ря­ла се­бя не­по­силь­ным тру­дом, что при­ве­ло её к смер­ти от ис­тоще­ния.

Боль­шая часть на­пи­сан­но­го В. при жиз­ни не бы­ла опуб­ли­ко­ва­на. Её пись­ма, не­на­пе­ча­тан­ные ста­тьи, днев­ни­ко­вые за­пи­си, со­б­ран­ные друзь­я­ми, бы­ли из­да­ны по­смерт­но: «Си­ла тя­же­сти и бла­го­дать» («La pesanteur et la grâce», 1947), «Ожи­да­ние Бо­га» («Attente de Dieu», 1950) и др.

Про­бле­ма че­ло­ве­че­ско­го стра­да­ния, осо­бен­но стра­да­ния не­вин­ных, – центр. те­ма со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии и позд­ней­шей мис­ти­ки В. В пе­ри­од бли­зо­сти к анар­хо-син­ди­ка­лиз­му (в стать­ях 1931–1937) она ус­мат­ри­ва­ла ре­ше­ние про­бле­мы экс­плуа­та­ции в со­ци­аль­ном пе­ре­уст­рой­ст­ве. В даль­ней­шем в не­за­кон­чен­ной ра­бо­те «Уко­ре­не­ние» («L’Enracine­ment», 1949), на­пи­сан­ной в свя­зи с во­про­сом о бу­ду­щей со­ци­аль­ной по­ли­ти­ке в по­сле­во­ен­ной Фран­ции, она ста­вит за­да­чу вос­ста­нов­ле­ния «кор­ней» – тех мно­го­об­раз­ных ес­теств. свя­зей че­ло­ве­ка с жиз­нью со­об­ще­ст­ва и его куль­ту­рой, ко­то­рые ут­ра­чи­ва­ют­ся в совр. мас­со­вом об­ще­ст­ве вслед­ст­вие раз­ру­шит. воз­дей­ст­вия де­нег, вы­хо­ло­щен­ной сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния и т. п. Ре­ше­ние этой за­да­чи она на­хо­дит в оду­хо­тво­ре­нии тру­да, счи­тая это «мис­си­ей, при­зва­ни­ем на­шей эпо­хи», од­на­ко толь­ко че­рез от­ре­че­ние от всех зем­ных кор­ней осу­ще­ст­ви­мо окон­ча­тель­ное «уко­ре­не­ние» че­ло­ве­че­ст­ва в Бо­ге.

В. от­ри­ца­ет к.-л. вме­ша­тель­ст­во Бо­га в мир «для дос­ти­же­ния осо­бен­ных це­лей»: Бо­же­ст­вен­ное про­ви­де­ние – это не из­ме­не­ния в ми­ро­вом по­ряд­ке, но сам он как та­ко­вой, т. е. веч­ная Пре­муд­рость. По­слу­ша­ние Божь­ей во­ле, со­от­вет­ст­вую­щее этой Пре­муд­ро­сти, име­ет троя­кое про­яв­ле­ние: 1) со­зер­ца­ние не­об­хо­ди­мо­сти ми­ро­во­го по­ряд­ка и лю­бовь к ней как к кра­со­те, ко­то­рая от­ра­жа­ет­ся в со­вер­шен­ном ис­кус­ст­ве, по­зво­ляю­щем ощу­тить при­сут­ст­вие в ми­ре сверхъ­ес­те­ст­вен­ной Бла­го­да­ти; 2) по­слу­ша­ние не­об­хо­ди­мо­сти в её ма­те­ри­аль­ном ас­пек­те как гру­бой си­ле, пред­став­лен­ной в мо­но­тон­ном фи­зич. тру­де, доб­ро­воль­ное уча­стие в ко­то­ром В. упо­доб­ля­ет еже­днев­ной смер­ти и ев­ха­ри­стии: «Че­рез труд че­ло­век ста­но­вит­ся ве­ще­ст­вом, как Хри­стос в Ев­ха­ри­стии. Труд – он, как смерть» («Мис­ти­ка тру­да» // Крог­ман А. «Си­мо­на Вейль, сви­де­тель­ст­вую­щая о се­бе». Че­ля­бинск, 2003. С. 298). В. на­бра­сы­ва­ет про­грам­му бо­го­сло­вия тру­да как об­ще­го со­уча­стия в ис­ку­п­ле­нии пер­во­род­но­го гре­ха, счи­тая, что в упо­ря­до­чен­ной об­ществ. жиз­ни фи­зич. труд дол­жен стать её ду­хов­ным цен­тром; 3) при­ми­ре­ние со смер­тью, ко­то­рое ис­тор­га­ет из че­ло­ве­ка эгои­стич. са­мость, и он сли­ва­ет­ся с ми­ро­по­ряд­ком. В сво­ём ана­ли­зе фе­но­ме­на доб­ро­воль­ной смер­ти В. ис­хо­дит из не­об­хо­ди­мо­сти ис­ку­пи­тель­но­го стра­да­ния не­вин­ных. Всё в ми­ре – ви­ди­мом и не­ви­ди­мом – под­чи­ня­ет­ся си­ле тя­го­те­ния (pesanteur), или прин­ци­пу воз­мез­дия, – всё, кро­ме Бла­го­да­ти (Gra­ce). Доб­ро­воль­ное не­вин­ное стра­да­ние, пас­сив­ная жерт­ва пред­став­ля­ют со­бой спуск по вер­ти­ка­ли тя­го­те­ния та­кой кон­цен­тра­ции Бла­го­да­ти, что она урав­но­ве­ши­ва­ет всё го­ри­зон­таль­ное, не­доб­ро­воль­ное стра­да­ние и грех ми­ра. Та­ко­ва фор­му­ли­руе­мая В. опыт­ная мис­ти­ка Кре­ста: «Обо́­же­ние ждёт нас на мёрт­вом об­тё­сан­ном бру­се, на ко­то­ром ви­сит труп» («Крест». Там же. С. 293).

Кни­ги В. пе­ре­ве­де­ны на де­сят­ки язы­ков. С 1970 во Фран­ции су­ще­ст­ву­ет Об-во изу­че­ния мыс­ли Си­мо­ны В., из­даю­щее с 1978 еже­квар­таль­ный ж. «Cahiers Simone Weil»; амер. от­де­ле­ние об-ва с 1981 про­во­дит еже­год­ные ме­ж­ду­нар. кол­ло­к­виу­мы. В Гер­ма­нии с 1996 су­ще­ст­ву­ет Ин-т Си­мо­ны В. в со­ста­ве Выс­шей шко­лы пси­хо­ло­гии.

Соч.: Cahiers. 2 éd. P., 1970–1975. Vol. 1–3; X uvres complè tes. P., 1988–1994–. Vol. 1–6–; «Илиа­да», или по­эма о Си­ле // Но­вый мир. 1990. № 6; Œuvres. P., 1999; Уко­ре­не­ние. Пись­мо кли­ри­ку. К., 2000.

Лит.: Cabaud J. L’Expérience vécue de S. Weil. P., 1957; Perrin J.-M. S. Weil telle que nous l’avons connue. P., 1967; idem. Mon dialogue avec S. Weil. P., 1989; Coles R. S. Weil. Reading, 1987; Broc-Lapeyre M., Canciani D. S. Weil et les langues. P., 1991; Pétrement S. La vie de S. Weil. P., 1997; Bell RH. S. Weil: the way of justice as compassion. Lanham; Oxf., 1998; Chenavier R. S. Weil: Une philosophie du travail. P., 2001.

Вернуться к началу