Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́ЛЛА РОБЕРТ НИЛЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Руткевич

БЕ́ЛЛА (Bellah) Ро­берт Нил­ли (23.2.1927, Ал­тес, штат Ок­ла­хо­ма  – 30.7.2013, Окленд, штат Калифорния), амер. со­цио­лог ре­ли­гии. Окон­чил Гар­вард­ский ун-т (1950); там же по­лу­чил сте­пень д-ра фи­ло­со­фии (1955). В 1955–57 на­уч. со­труд­ник Ин-та изу­че­ния ис­ла­ма (Гар­вард); в 1957–67 проф. Гар­вард­ско­го ун-та; в 1967–97 проф. со­цио­ло­гии, в 1979–85 де­кан со­цио­ло­гич. ф-та Ка­ли­фор­ний­ско­го ун-та (Берк­ли). В 1968–74 воз­глав­лял Центр япон­ских и ко­рей­ских ис­сле­до­ва­ний (Берк­ли). Чл. Амер. ака­де­мии ис­кусств и на­ук, Амер. ака­де­мии ре­ли­гий. На­гра­ж­дён нац. ме­да­лью за ус­пе­хи в об­лас­ти гу­ма­ни­тар­ных на­ук (2000).

Б.  пред­ста­ви­тель эво­лю­ци­он­но­го и функ­цио­на­ли­ст­ско­го под­хо­дов к изу­че­нию ре­ли­гии. Ре­ли­гию рас­смат­ри­вал в ка­че­ст­ве функ­цио­наль­но не­об­хо­ди­мой со­став­ляю­щей об­ще­ст­ва и куль­ту­ры, ко­то­рая из­ме­ня­ет­ся в хо­де со­ци­аль­ной эво­лю­ции, спо­соб­ст­ву­ет ук­ре­п­ле­нию со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов и в свою оче­редь влия­ет на раз­ви­тие об­ще­ст­ва в це­лом. Свою по­зи­цию Б. на­зы­вал «сим­во­ли­че­ским реа­лиз­мом», чем под­чёр­ки­вал обя­за­тель­ность учё­та со­цио­куль­тур­но­го кон­тек­ста лю­бой ре­ли­гии и не­сво­ди­мость ре­лиг. жиз­ни к др. «ре­аль­но­стям». «Со­вре­мен­ная ре­ли­гия» по­сттра­ди­ци­он­но­го об­ще­ст­ва ха­рак­те­ри­зу­ет­ся, с од­ной сто­ро­ны, «ре­лиг. плю­ра­лиз­мом», а с дру­гой  «ин­ди­ви­дуа­ли­за­ци­ей», ко­гда ка­ж­дый че­ло­век мо­жет дать свою ин­тер­пре­та­цию тра­диц. ве­ро­ва­ний или скон­ст­руиро­вать свою собств. ре­ли­гию. Со­глас­но Б., про­цесс «ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции» со­став­ля­ет суть фе­но­ме­на се­ку­ля­ри­за­ции. Его кон­цеп­ция «гра­ж­дан­ской ре­ли­гии» (поз­же «рес­пуб­ли­кан­ской ре­ли­гии») ста­ла не­отъ­ем­ле­мой ча­стью амер. мас­со­во­го со­зна­ния с кон. 1960-х гг. Осо­бое ме­сто в ис­сле­до­ва­ни­ях Б. за­ни­ма­ет ме­ст­ная ре­лиг. об­щи­на как важ­ней­ший эле­мент гражд. об­ще­ст­ва и «про­тес­тант­ской струк­ту­ры амер. куль­ту­ры» в кон­тек­сте гло­баль­ных из­ме­не­ний об­ще­ст­ва.

Соч.: Beyond belief: essays on religion in a post-traditional world. N. Y., 1970; Со­цио­ло­гия ре­ли­гии // Аме­ри­кан­ская со­цио­ло­гия. М., 1972; The broken covenant: American civil religion in the time of trial. Chi., 1975; Habits of the heart: individualism and commitment in American life. Berk., 1985 (with others); The good society. N. Y., 1991; Ре­ли­ги­оз­ный ин­ди­ви­дуа­лизм и ре­ли­ги­оз­ный плю­ра­лизм // Ре­ли­гия и об­ще­ст­во. Хре­сто­ма­тия по со­цио­ло­гии ре­ли­гии. М., 1994. Ч. 2; Imaging Japan. Berk.; L., 2003.

Вернуться к началу