Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́ЛГОРОД-ДНЕСТРО́ВСКИЙ

БЕ́ЛГОРОД-ДНЕСТРО́ВСКИЙ, го­род на юге Ук­раи­ны, адм. центр Белгород-Днестровского р-на Одес­ской обл. Нас. 48,7 тыс. чел. (2019). Мор­ской порт на западном бе­ре­гу Дне­ст­ров­ско­го ли­ма­на. Ж.-д. стан­ция.

История

Основан греками – выходцами из Милета как город Ти­ра предположительно в 6 в. до н. э. Существовал до эпо­хи Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов. Во 2-й пол. 1-го тыс.  нач. 2-го тыс. н. э. ха­рак­тер за­се­ле­ния не ясен. С 12 в. известен как г. Бел­го­род; на­хо­дил­ся под влия­ни­ем га­лиц­ких и га­лиц­ко-во­лын­ских кня­зей. В 121030-х гг. в со­ста­ве Венг­рии, пе­ре­име­но­ван в Фе­гер-Вар (Ферь­ер-Вар). По­сле 1241 в со­ста­ве Зо­ло­той Ор­ды. В 1-й пол. 14 в. круп­ный порт, тес­но свя­зан­ный с ге­ну­эз­ски­ми ко­ло­ния­ми Кры­ма. Из­вес­тен в этот пе­ри­од под назв. Мав­ро­ка­ст­ро, Мо(н)ка­ст­ро, Мон­те-Ка­ст­ро, Ас­про­ка­ст­ро, Ал­би-Ка­ст­ри. В 137778 го­род пе­ре­шёл под власть Мол­дав­ско­го кня­же­ст­ва под назв. Че­та­тя-Ал­бэ («Бе­лая кре­пость»). В 1484 за­хва­чен тур­ка­ми и пе­ре­име­но­ван в Ак­кер­ман («Бе­лый ка­мень»). В 1718 вв. центр Буд­жак­ской (Бел­го­род­ской) ор­ды но­гай­цев, на­хо­див­шей­ся в вас­саль­ной за­ви­си­мо­сти от Крым­ско­го хан­ст­ва и Ос­ман­ской им­пе­рии. В 1770 и 1789 Ак­кер­ман за­ни­ма­ли рос. вой­ска; оба ра­за он был воз­вра­щён Ос­ман­ской им­пе­рии (в 1774 и 1791). В хо­де рус.-тур. вой­ны 180612 Ак­кер­ман в 1806 сдал­ся кор­пу­су рос. ар­мии под ко­манд. ген.-л. гер­цо­га А. Э. Ри­ше­льё. По Бу­ха­ре­ст­ско­му ми­ру 1812 го­род во­шёл в со­став Российской им­пе­рии. С 1818 уезд­ный го­род Бес­са­раб­ской об­лас­ти, с 1873  Бес­са­раб­ской гу­бер­нии. В сер. 19 в. один из цен­тров ви­но­де­лия в Прид­не­ст­ро­вье; ак­тив­но раз­ви­ва­лись гон­чар­ное, са­пож­ное, бон­дар­ное и др. ре­мёс­ла. К кон. 19 в. дей­ст­во­ва­ли круп­ные пром. пред­при­ятия (3 са­хар­ных за­во­да, 2 та­бач­ные и 4 ват­ные фаб­ри­ки), раз­ви­вал­ся порт. В 1913 на­ча­ла дей­ст­во­вать ж.-д. ли­ния Ба­са­ра­бя­ска  Ак­кер­ман, в 1917 про­ло­же­на ж.-д. вет­ка до Одес­сы. В 191840 го­род на­хо­дил­ся в со­ста­ве Ру­мы­нии под назв. Че­та­тя-Ал­бэ. С 1940 в со­ста­ве СССР, центр Ак­кер­ман­ской обл. УССР (7.87.12.1940), за­тем до 1954 рай­он­ный центр Из­ма­иль­ской, с 1954  Одес­ской обл. УССР (с 1991 Украины). В 194144 ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми. Освобождён советскими войсками 23.8.1944 в ходе Ясско-Кишинёвской операции. С 1944 совр. на­зва­ние. 

Архитектура

Со­хра­ни­лись: кре­пость, по­стро­ен­ная в 14–15 вв. [мас­те­ра ви­зант. шко­лы и др.; име­ла 34 баш­ни (из ко­то­рых со­хра­ни­лись 26), 4 во­рот и ци­та­дель при об­щей дли­не стен св. 2 км; пе­ре­страи­ва­лась в 16–18 вв.]; греч. ц. Ио­ан­на Пред­те­чи (пред­по­ло­жи­тель­но 13–14 вв.) с ча­сов­ней на мес­те му­че­ни­че­ской кон­чи­ны св. Ио­ан­на Но­во­го, арм. ц. Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри (14–15 вв.), Свя­то-Воз­не­сен­ский со­бор (1815–20), Бол­гар­ская ц. (1840), ц. Св. Ни­ко­лая (1867). Крае­ведч. му­зей (1940).

Хозяйство

В структуре эко­но­ми­ки города преобладает сфе­ра ус­луг; осн. сек­то­ра – торговля, транспорт, туризм и связанные с ним отрасли. За­во­ды: ячеи­стых бе­то­нов и ме­ди­ко-ин­ст­ру­мен­таль­ный; про­из-во из­де­лий из пла­ст­масс, ре­зи­сто­ров и др.

Лит.: Ан­тич­ная Ти­ра и сред­не­ве­ко­вый Бел­го­род. К., 1979; Шла­пак М. Е. Бел­го­род-Дне­ст­ров­ская кре­пость. Ис­сле­до­ва­ние сред­не­ве­ко­во­го обо­рон­но­го зод­че­ст­ва. Chişinău, 2001; Tyras  Chetatea Albă Belgorod Dnest­rov­sky. Buc., 2002.

Вернуться к началу