Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́ВТОРСКАЯ ПЕ́СНЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 168

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Фраёнова (2)

А́ВТОРСКАЯ ПЕ́СНЯ, 1) бар­дов­ская пес­ня – жанр рос­сий­ской, гл. обр. со­вет­ской, гор. куль­ту­ры, в ко­то­ром ав­тор тек­ста и му­зы­ки яв­ля­ет­ся так­же пев­цом и ак­ком­па­ниа­то­ром. От­ли­чит. осо­бен­ность А. п. – при­ори­тет сти­хотв. тек­ста, рас­пе­вае­мо­го под ги­та­ру. Ис­то­ки А. п. – в жан­ре рус. гор. ро­ман­са. Сфор­ми­ро­ва­лась в 1950-е гг. Соз­да­те­ля­ми жан­ра яви­лись М. Л. Ан­ча­ров, Б. Ш. Окуд­жа­ва, А. А. Га­лич, Ю. И. Виз­бор, В. С. Вы­соц­кий, Ю. Ч. Ким, Е. И. Кляч­кин, А. М. Го­род­ниц­кий, Н. Н. Мат­ве­е­ва. В 1960–1980-х гг. А. п. по­лу­чи­ла ши­ро­кую по­пуляр­ность в разл. сло­ях об­ще­ст­ва, по­все­ме­ст­но рас­про­ст­ра­ни­лись т. н. КСП («клуб са­мо­дея­тель­ной пес­ни»). Со 2-й пол. 1960-х гг. ре­гу­ляр­но про­во­ди­лись со­би­рав­шие ты­ся­чи зри­те­лей фес­ти­ва­ли КСП, са­мый из­ве­ст­ный из ко­то­рых – «Гру­шин­ский» (Са­мар­ская обл., с 1968). Сре­ди ав­то­ров и ис­пол­ни­те­лей – А. Н. Баш­ла­чёв, А. Б. Град­ский, Т. Х. и С. Я. Ни­ки­ти­ны, А. А. Доль­ский, В. А. До­ли­на, О. Г. Ми­тя­ев, А. Я. Ро­зен­ба­ум. Са­мо­деят. му­зы­ка А. п., пер­во­на­чаль­но очень про­стая, по­сте­пен­но при­об­ре­та­ла собств. вы­ра­зи­тель­ность. Сво­е­го ро­да сим­во­ла­ми поз­д­не­со­вет­ской эпо­хи ста­ли пес­ни: «Пол­ноч­ный трол­лей­бус», «Пе­сен­ка об Ар­ба­те», «Со­юз дру­зей» (не­офи­ци­аль­ный гимн КСП) Окуд­жа­вы; «Ко­гда я вер­нусь» Га­ли­ча; «Ми­лая моя», «Дом­бай­ский вальс» Виз­бо­ра; «Ат­лан­ты» Го­род­ниц­ко­го; «Пес­ня о дру­ге», «Охо­та на вол­ков», «Я не люб­лю фа­таль­но­го ис­хо­да» Вы­соц­ко­го. С 1970-х гг. мн. проф. ком­по­зи­то­ры ста­ли пи­сать в сти­ле А. п., осо­бен­но пес­ни к ки­но­филь­мам, напр. М. Л. Та­ри­вер­ди­ев (ф. «Иро­ния судь­бы», 1975), А. П. Пет­ров (ф. «Же­сто­кий ро­манс», 1984). В 1990–2000-х гг. на­ря­ду с раз­ви­ти­ем и об­нов­ле­ни­ем А. п. (в т. ч. ис­поль­зо­ва­ние бит-груп­пы, син­те­за­то­ра в ка­че­ст­ве муз. со­про­вож­де­ния) со­хра­ня­ют ак­ту­аль­ность мн. пес­ни ро­до­на­чаль­ни­ков жан­ра.

2) «А. п.» ино­гда на­зы­ва­ют рус. нар. ли­ри­че­ские пес­ни кон. 18–20 вв., сло­ва ко­то­рых име­ют книжное – «ав­тор­ское» – про­ис­хо­ж­де­ние (та­ко­вы пес­ни на сти­хи: «Сре­ди до­ли­ны ров­ныя» А. Ф. Мерз­ля­ко­ва; «Не слыш­но шу­му го­род­ско­го», «Вот мчит­ся трой­ка уда­лая» Ф. Н. Глин­ки; «Степь да степь кру­гом», «Тон­кая ря­би­на» И. З. Су­ри­ко­ва; «Чёр­ная шаль», «Уз­ник» А. С. Пуш­ки­на; «Вы­хо­жу один я на до­ро­гу» М. Ю. Лер­мон­то­ва).

Вернуться к началу