Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АУДИ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 489-491

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. П. Кондраков

АУДИ́Т (от лат. auditus – слу­ша­ние, вы­слу­ши­ва­ние, англ. audit), пред­при­ни­ма­тель­ская дея­тель­ность по про­ве­де­нию не­за­ви­си­мой про­вер­ки бух­гал­тер­ско­го учё­та и фи­нан­со­вой (бух­гал­тер­ской) от­чёт­но­сти ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей (ау­ди­руе­мых лиц). Цель А. – фор­ми­ро­ва­ние объ­ек­тив­но­го мне­ния о дос­то­вер­но­сти фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти ау­ди­руе­мых лиц и со­от­вет­ствии по­ряд­ка ве­де­ния бух­гал­тер­ско­го учё­та за­ко­но­дат. нор­мам. При этом под дос­то­вер­но­стью по­ни­ма­ет­ся сте­пень точ­но­сти дан­ных фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти, по­зво­ляю­щая её поль­зо­ва­те­лю де­лать пра­виль­ные вы­во­ды о ре­зуль­та­тах хо­зяйств. дея­тель­но­сти, фи­нан­со­вом и иму­ще­ст­вен­ном по­ло­же­нии ау­ди­руе­мых лиц.

Со­пут­ст­вую­щие А. ус­лу­ги: по­ста­нов­ка, вос­ста­нов­ле­ние, ве­де­ние, ав­то­ма­ти­за­ция бух­гал­тер­ско­го учё­та и вне­д­ре­ние ин­фор­мац. тех­но­ло­гий; на­ло­го­вое, управ­ленч. и пра­во­вое кон­суль­ти­ро­ва­ние, а так­же пред­ста­ви­тель­ст­во в су­деб­ных и на­ло­го­вых ор­га­нах по на­ло­го­вым и та­мо­жен­ным спо­рам; ана­лиз фи­нан­со­во-хо­зяйств. дея­тель­но­сти ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, эко­но­мич. и фи­нан­со­вое кон­суль­ти­ро­ва­ние; оцен­ка стои­мо­сти иму­ще­ст­ва пред­при­ятий как иму­ще­ст­вен­ных ком­плек­сов и пред­при­ни­ма­тель­ских рис­ков; про­ве­де­ние мар­ке­тин­го­вых ис­сле­до­ва­ний н.-и. и экс­пе­рим. ра­бот, свя­зан­ных с ау­ди­тор­ской дея­тель­но­стью, раз­ра­бот­ка и ана­лиз ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов, со­став­ле­ние биз­нес-пла­нов; обу­че­ние спе­циа­ли­с­тов в об­лас­тях, свя­зан­ных с ау­ди­тор­ской дея­тель­но­стью; ока­за­ние др. ау­ди­тор­ских ус­луг.

Воз­ник­но­ве­ние и ста­нов­ле­ние А. Пер­во­на­чаль­но А. оз­на­чал прак­ти­ку слу­ша­ния от­чё­тов долж­но­ст­ных лиц о до­хо­дах, рас­хо­дах, сбо­ре на­ло­гов и т. п. гра­ж­да­на­ми (в осн. мас­се не умею­щи­ми чи­тать), уча­ст­вую­щи­ми в об­су­ж­де­нии ука­зан­ных от­чё­тов (нар. со­б­ра­ние в Древ­них Афи­нах, Се­нат в Рим. рес­пуб­ли­ке и т. п.). Впо­след­ст­вии А. стал пре­вра­щать­ся из про­цес­са слу­ша­ния в де­таль­ный ана­лиз учёт­ных за­пи­сей и от­чё­тов о хо­зяйств. дея­тель­но­сти.

А. про­во­дят ау­ди­тор­ские ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные ау­ди­то­ры. Они не име­ют пра­ва осу­ще­ст­в­лять иные ви­ды пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти. Ау­ди­тор – фи­зич. ли­цо, от­ве­чаю­щее ус­та­нов­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям и имею­щее ква­ли­фи­кац. ат­те­стат. Он мо­жет осу­ще­ст­в­лять ау­ди­тор­скую дея­тель­ность в ка­че­ст­ве ра­бот­ни­ка ау­ди­тор­ской ор­га­ни­за­ции, при­вле­кае­мо­го к ра­бо­те ау­ди­тор­ской ор­га­ни­за­ци­ей на ос­но­ве гра­ж­дан­ско-пра­во­во­го до­го­во­ра, ли­бо в ка­че­ст­ве ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля. При вы­пол­не­нии сво­их обя­зан­но­стей ау­ди­то­ры ру­ко­во­дству­ют­ся нор­ма­ми, ус­та­нов­лен­ны­ми проф. объ­е­ди­не­ния­ми, а так­же сле­дую­щи­ми прин­ци­па­ми: не­за­ви­си­мость, че­ст­ность, объ­ек­тив­ность, проф. ком­пе­тент­ность и по­ве­де­ние, доб­ро­со­ве­ст­ность, кон­фи­ден­ци­аль­ность.

Ау­ди­тор­ская ор­га­ни­за­ция осу­ще­ст­в­ля­ет свою дея­тель­ность по­сле по­лу­че­ния ли­цен­зии. Она мо­жет быть соз­да­на в лю­бой ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вой фор­ме, кро­ме ак­цио­нер­но­го об­ще­ст­ва. Не ме­нее 50% её кад­ро­во­го со­ста­ва долж­ны со­став­лять гра­ж­да­не РФ и не ме­нее 75% – ес­ли ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции иностр. гра­ж­да­нин. В шта­те ау­ди­тор­ской ор­га­ни­за­ции долж­но быть не ме­нее пя­ти ау­ди­то­ров.

Ау­ди­тор­ская ор­га­ни­за­ция и ау­ди­то­ры обя­за­ны до­ку­мен­таль­но оформ­лять все све­де­ния, под­твер­ждаю­щие ау­ди­тор­ское мне­ние, а так­же до­ка­за­тель­ст­ва ау­ди­тор­ской про­вер­ки в со­от­вет­ст­вии с фе­де­раль­ны­ми стан­дар­та­ми по А. Объ­ём до­ку­мен­та­ции по ка­ж­дой ау­ди­тор­ской про­вер­ке ау­ди­то­ры оп­ре­де­ля­ют са­ми, ру­ко­во­дству­ясь сво­им проф. мне­ни­ем. Они так­же долж­ны пла­ни­ро­вать свою ра­бо­ту с це­лью её ко­ор­ди­на­ции и ра­цио­наль­но­го рас­пре­де­ле­ния ме­ж­ду отд. ра­бот­ни­ка­ми, со­став­лять и до­ку­мен­таль­но оформ­лять про­грам­му А., оп­ре­де­ляю­щую ха­рак­тер, вре­менны́е рам­ки и объ­ём за­пла­ни­ро­ван­ных ау­ди­тор­ских про­це­дур, пред­став­ляю­щую со­бой на­бор ин­ст­рук­ций и яв­ляю­щую­ся сред­ст­вом кон­тро­ля за вы­пол­не­ни­ем ра­бо­ты.

Ау­ди­тор­ская про­вер­ка вклю­ча­ет про­це­ду­ры: ин­спек­ти­ро­ва­ние (про­вер­ка за­пи­сей, до­ку­мен­тов или ма­те­ри­аль­ных ак­ти­вов), на­блю­де­ние (от­сле­жи­ва­ние ау­ди­то­ром про­цес­са или про­це­ду­ры, вы­пол­няе­мой др. ли­ца­ми), за­прос (пись­мен­ный или уст­ный), пе­ре­счёт (про­вер­ка ариф­ме­тич. рас­чё­тов ау­ди­руе­мо­го ли­ца) и ана­ли­тич. про­це­ду­ры (ана­лиз и оцен­ка по­лу­чен­ной ау­ди­то­ром ин­фор­ма­ции, ис­сле­до­ва­ние важ­ней­ших фи­нан­со­вых и эко­но­мич. по­ка­за­те­лей с це­лью вы­яв­ле­ния оши­бок и ис­ка­же­ний, а так­же их при­чин).

В за­ви­си­мо­сти от кон­крет­ных ус­ло­вий про­вер­ка фи­нан­со­во-хо­зяйств. дея­тель­но­сти мо­жет быть сплош­ной или вы­бо­роч­ной. Сущ­ность ау­ди­тор­ской вы­бор­ки за­клю­ча­ет­ся в от­бо­ре по оп­ре­де­лён­ным пра­ви­лам эле­мен­тов для фор­ми­ро­ва­ния про­ве­ряе­мой со­во­куп­но­сти в ви­де отд. до­ку­мен­тов, за­пи­сей и т. п. Вы­бо­роч­ная про­вер­ка мо­жет быть двух ви­дов: на со­от­вет­ст­вие (ус­та­нов­ле­ние час­то­ты на­ру­ше­ний норм внутр. кон­тро­ля в от­чёт­ном пе­рио­де) и по су­ще­ст­ву (стои­мо­ст­ная оцен­ка на­ру­ше­ний внутр. кон­тро­ля).

Виды А. В со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми за­ко­но­да­тель­ст­ва раз­ли­ча­ют обя­за­тель­ный и ини­циа­тив­ный А. Обя­за­тель­ный А. пре­ду­смот­рен за­ко­но­дат. ак­та­ми; про­во­дит­ся в от­кры­тых ак­цио­нер­ных об­ще­ст­вах, кре­дит­ных и стра­хо­вых ор­га­ни­за­ци­ях, то­вар­ных и фон­до­вых бир­жах, ин­ве­сти­ци­он­ных фон­дах; в ор­га­ни­за­ци­ях, гос. уни­тар­ных пред­при­яти­ях и у ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­телей, вы­руч­ка ко­то­рых за один год в 500 ты­сяч раз пре­вы­ша­ет ус­та­нов­лен­ный ми­ним. раз­мер оп­ла­ты тру­да (МРОТ) или сум­ма ак­ти­ва ба­лан­са на ко­нец от­чёт­но­го го­да в 200 ты­сяч раз пре­вы­ша­ет МРОТ; в ря­де др. ор­га­ни­за­ций и у пред­при­ни­ма­те­лей в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом. При про­ве­де­нии обя­зат. А. ау­ди­тор­ская ор­га­ни­за­ция обя­за­на стра­хо­вать риск от­вет­ст­вен­но­сти за на­ру­ше­ние до­го­во­ра.

Ини­циа­тив­ный А. про­во­дит­ся по про­сь­бе эко­но­мич. субъ­ек­та (ру­ко­во­д­ства, соб­ст­вен­ни­ков, ак­цио­не­ров и т. п.). Он яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным, его мас­шта­бы и ха­рак­тер оп­ре­де­ля­ют­ся за­каз­чи­ком.

По от­но­ше­нию к поль­зо­ва­те­лям раз­ли­ча­ют внеш­ний и внут­рен­ний А. Внеш­ний А. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся сто­рон­ней ау­ди­тор­ской фир­мой или ин­ди­ви­ду­аль­ным ау­ди­то­ром, а внутр. А. – ра­бот­ни­ка­ми ор­га­ни­за­ции, осн. на­зна­че­ни­ем ко­то­рых яв­ля­ют­ся про­вер­ка и оцен­ка ра­бо­ты этой ор­га­ни­за­ции и её струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний с це­лью по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти их дея­тель­но­сти.

В за­ви­си­мо­сти от про­ве­ряе­мых объ­ек­тов раз­ли­ча­ют А.: об­щий, бан­ков­ский, стра­хо­вых ор­га­ни­за­ций, бирж, ин­ве­сти­ци­он­ных ин­сти­ту­тов и вне­бюд­жет­ных фон­дов. На осу­ще­ст­в­ле­ние всех этих ви­дов А. не­об­хо­ди­мо иметь ли­цен­зии.

Осн. цель обя­зат. А. – фор­ми­ро­ва­ние объ­ек­тив­но­го мне­ния ау­ди­то­ра о дос­то­вер­но­сти фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти ау­ди­руе­мо­го ли­ца, из­ло­жен­но­го в ау­ди­торском за­клю­че­нии.

Ау­ди­тор­ское за­клю­че­ние – офиц. до­ку­мент, пред­на­зна­чен­ный для поль­зо­ва­те­лей фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти ау­ди­руе­мых лиц, со­став­лен­ный в со­от­вет­ст­вии с фе­де­раль­ны­ми пра­ви­ла­ми и со­дер­жа­щий вы­ра­жен­ное в ус­та­нов­лен­ной фор­ме мне­ние ау­ди­тор­ской ор­га­ни­за­ции или ин­ди­ви­ду­аль­но­го ау­ди­то­ра о дос­то­вер­но­сти фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти ау­ди­руе­мо­го ли­ца и со­от­вет­ст­вии по­ряд­ка ве­дения бух­гал­тер­ско­го учё­та за­ко­но­да­тель­ст­ву РФ. Вклю­ча­ет: на­име­но­ва­ние, све­де­ния об ау­ди­тор­ской ор­га­ни­за­ции (ау­ди­то­ре) и ау­ди­тор­ском ли­це, ввод­ную часть, час­ти, опи­сы­ваю­щие объ­ём А., мне­ние ау­ди­то­ра, да­ту ау­ди­тор­ско­го за­клю­че­ния и под­пись ауди­то­ра.

Ау­ди­тор­ское за­клю­че­ние бы­ва­ет бе­з­ого­во­роч­но по­ло­жи­тель­ным или мо­ди­фици­ро­ван­ным. Бе­зо­го­во­роч­но по­ло­жи­тель­ное за­клю­че­ние оз­на­ча­ет, что фи­нан­со­вая (бух­гал­тер­ская) от­чёт­ность да­ёт дос­то­вер­ное пред­став­ле­ние о фи­нан­со­вом по­ло­же­нии и ре­зуль­та­тах фи­нан­со­во-хо­зяйств. дея­тель­но­сти ау­ди­руе­мо­го ли­ца в со­от­вет­ст­вии с ус­та­нов­лен­ны­ми прин­ци­па­ми и ме­то­да­ми ве­де­ния бух­гал­тер­ско­го учё­та и под­го­тов­ки фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти. Мо­ди­фи­ци­ро­ван­ное за­клю­че­ние мо­жет быть: не влияю­щим на дос­то­вер­ность фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти, с ого­вор­кой, с от­ка­зом от вы­ра­же­ния мне­ния, от­ри­ца­тель­ным.

Нор­ма­тив­ные до­ку­мен­ты по А. пред­став­ля­ют со­бой че­ты­рёх­уров­не­вую сис­те­му. За­ко­но­дат. ак­ты, ука­зы Пре­зи­ден­та, по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ст­ва от­но­сят­ся к до­ку­мен­там пер­во­го уров­ня.

До­ку­мен­ты вто­ро­го уров­ня – фе­де­раль­ные пра­ви­ла (стан­дар­ты), в ко­то­рых из­ло­же­ны еди­ные тре­бо­ва­ния к по­ряд­ку осу­ще­ст­в­ле­ния ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти, оформ­ле­нию и оцен­ке ка­че­ст­ва А. и со­пут­ст­вую­щих ему ус­луг, а так­же к по­ряд­ку под­го­тов­ки ау­ди­то­ров и оцен­ке их ква­ли­фи­ка­ции. Фе­де­раль­ные пра­ви­ла ут­вер­жда­ют­ся Пра­ви­тель­ст­вом РФ и обя­за­тель­ны для ау­ди­тор­ских ор­га­ни­за­ций, ин­ди­ви­ду­аль­ных ау­ди­то­ров и ау­ди­руе­мых лиц. Ут­вер­жде­но 11 пра­вил (стан­дар­тов) пер­вой и вто­рой оче­ре­ди (2004). Они раз­ра­бо­та­ны на ос­но­ве ме­ж­ду­нар. стан­дар­тов по А. и мак­си­маль­но при­бли­же­ны к ним.

К до­ку­мен­там третье­го уров­ня от­но­сят­ся внутр. стан­дар­ты проф. ау­ди­тор­ских объ­е­ди­не­ний, а так­же нор­ма­тив­ные ак­ты отд. ми­ни­стерств и ве­домств по во­про­сам ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ст­в­ле­ния А., а чет­вёр­то­го уров­ня – собств. стан­дар­ты ау­ди­тор­ских ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных ау­ди­то­ров, раз­ра­ба­ты­вае­мые ими на ос­но­ве нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов пер­вых трёх уров­ней и собств. прак­ти­ки.

Упол­но­мо­чен­ный фе­де­раль­ный ор­ган гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти – Мин-во фи­нан­сов РФ. Его осн. функ­ции: из­да­ние нор­ма­тив­ных пра­вовых ак­тов; ор­га­ни­за­ция раз­ра­бот­ки и пред­став­ле­ние на ут­вер­жде­ние пра­витель­ст­ву фе­де­раль­ных пра­вил (стан­дар­тов), кон­троль за их со­блю­де­ни­ем; ор­га­ни­за­ция сис­те­мы ат­те­ста­ции, обу­че­ния и по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции ау­ди­то­ров, ли­цен­зи­ро­ва­ния, сис­те­мы над­зо­ра за со­блю­де­ни­ем ли­цен­зи­он­ных тре­бо­ва­ний; оп­ре­де­ле­ние объ­ё­ма и по­ряд­ка пред­став­ле­ния от­чёт­но­сти ау­ди­тор­ских ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных ау­ди­торов; ве­де­ние гос. рее­ст­ров ат­те­сто­ван­ных ау­ди­то­ров, ау­ди­тор­ских ор­га­ни­заций и ин­ди­ви­ду­аль­ных ау­ди­то­ров, учеб­но-ме­то­дич. цен­тров, проф. ау­ди­тор­ских объ­е­ди­не­ний и ак­кре­ди­та­ция по­след­них.

Аудиторская проверка. При про­ве­де­нии ау­ди­тор­ской про­вер­ки ау­ди­тор­ские ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные ау­ди­то­ры име­ют пра­во са­мо­стоя­тель­но оп­ре­де­лять фор­мы и ме­то­ды про­ве­де­ния А., про­ве­рять в пол­ном объ­ё­ме до­ку­мен­та­цию, свя­зан­ную с фи­нан­со­во-хо­зяйств. дея­тель­но­стью ау­ди­руе­мо­го ли­ца, по­лу­чать у них разъ­яс­нения в пись­мен­ной и уст­ной фор­ме, от­ка­зать­ся в ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном слу­ча­ях от про­ве­де­ния ау­ди­тор­ской про­вер­ки или от вы­ра­же­ния сво­его мне­ния о дос­то­вер­но­сти фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти в ау­ди­тор­ском за­клю­че­нии. Обя­зан­но­сти ау­ди­тор­ских ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных ау­ди­то­ров: осу­ще­ст­в­ле­ние ауди­тор­ских про­ве­рок в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ; пре­дос­тав­ле­ние ау­ди­руе­мо­му ли­цу ин­фор­ма­ции о тре­бо­ва­ни­ях за­ко­но­да­тель­ст­ва, а так­же о нор­ма­тив­ных ак­тах, на ос­но­ва­нии ко­то­рых де­ла­ют­ся за­ме­ча­ния и вы­во­ды ау­ди­то­ров; обес­пе­че­ние со­хран­но­сти ис­поль­зуе­мых до­ку­мен­тов, не­раз­гла­ше­ние их со­дер­жа­ния без со­гла­сия ау­ди­руе­мо­го ли­ца; пе­ре­да­ча ау­ди­руе­мо­му ли­цу в ус­та­нов­лен­ный до­го­во­ром срок ау­ди­тор­ско­го за­клю­чения.

Ау­ди­руе­мое ли­цо обя­за­но соз­да­вать ау­ди­то­рам ус­ло­вия для свое­вре­мен­но­го и пол­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния ау­ди­тор­ских про­ве­рок, пре­дос­тав­лять им не­об­хо­ди­мую ин­фор­ма­цию и до­ку­мен­та­цию, да­вать пись­мен­ные и уст­ные разъ­яс­не­ния, опе­ра­тив­но уст­ра­нять вы­яв­лен­ные на­ру­ше­ния пра­вил ве­де­ния бух­гал­тер­ско­го учё­та и со­став­ле­ния фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти, свое­вре­мен­но оп­ла­чи­вать ау­ди­тор­ские ус­лу­ги.

А. не мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся: ау­ди­то­ра­ми, яв­ляю­щи­ми­ся уч­ре­ди­те­ля­ми (уча­ст­ни­ка­ми) ау­ди­руе­мых лиц, их ру­ко­води­те­ля­ми, бух­гал­те­ра­ми и ины­ми лица­ми, не­су­щи­ми от­вет­ст­вен­ность за ор­га­ни­за­цию и ве­де­ние бух­гал­тер­ско­го учё­та и со­став­ле­ние фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти; со­стоя­щи­ми в близ­ком род­ст­ве с ука­зан­ны­ми вы­ше ли­ца­ми, а так­же ли­ца­ми, ока­зы­вав­ши­ми в те­че­ние трёх лет, пред­ше­ст­вую­щих ау­ди­тор­ской про­вер­ке, ус­лу­ги по вос­ста­нов­ле­нию и ве­де­нию бух­гал­тер­ско­го учё­та и со­став­ле­нию фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти.

Ау­ди­тор­ские ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные ау­ди­то­ры обя­за­ны ус­та­но­вить и со­блю­дать пра­ви­ла внутр. кон­тро­ля ка­че­ст­ва ау­ди­тор­ских про­ве­рок. Внеш­няя про­вер­ка осу­ще­ст­в­ля­ет­ся си­ла­ми упол­но­мо­чен­но­го фе­де­раль­но­го ор­га­на или он мо­жет де­ле­ги­ро­вать это пра­во ак­кре­ди­то­ван­ным проф. ау­ди­тор­ским объ­еди­не­ни­ям в от­но­ше­нии уча­ст­ни­ков этих объ­е­ди­не­ний. Ук­ло­не­ние от внеш­ней про­вер­ки ка­че­ст­ва ра­бо­ты или не­пре­дос­тав­ле­ние не­об­хо­ди­мой для про­вер­ки ин­фор­ма­ции мо­жет слу­жить ос­но­ва­ни­ем для ан­ну­ли­ро­ва­ния ли­цен­зии. При вы­яв­ле­нии на­ру­ше­ний тре­бо­ва­ний нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов или фе­де­раль­ных пра­вил ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти про­ве­ряю­щие обя­за­ны со­об­щать об этих фак­тах упол­но­мо­чен­но­му фе­де­раль­но­му ор­га­ну, ко­то­рый впра­ве ан­ну­ли­ро­вать ква­ли­фи­кац. ат­те­стат ау­ди­то­ра и ли­цен­зию.

Историческая справка. Про­фес­сия не­за­ви­си­мо­го бух­гал­те­ра-ау­ди­то­ра воз­ник­ла в 19 в. В Ве­ли­ко­бри­та­нии за­кон об обя­зат. А. был при­нят в 1862, во Фран­ции – в 1867, в США – в 1937. В Рос­сии пер­вая ау­ди­тор­ская фир­ма соз­да­на в 1987 («Ин­те­рау­дит»). Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 22.12.1993 ут­вер­ж­де­ны Врем. пра­ви­ла ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти, оп­ре­де­лив­шие гос. ре­гу­ли­ро­ва­ние А. Об­ра­зо­ва­ны Ко­мис­сия по ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти при Пре­зи­ден­те РФ, ко­то­рая одоб­ри­ла 38 пра­вил (стан­дар­тов) ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти, со­ста­вив­ших ме­то­до­ло­гич. ос­но­ву рос. А., и три ко­мис­сии по ли­цен­зи­ро­ва­нию этой дея­тель­но­сти – Мин-ва фи­нан­сов Рос­сии, Фе­де­раль­ной служ­бы Рос­сии по над­зо­ру за стра­хо­вой дея­тель­но­стью (позд­нее они объ­е­ди­не­ны в од­ну) и Центр. бан­ка (ЦБ) РФ. За 1994–2000 вы­да­но 23600 ли­цен­зий на пра­во осу­ще­ст­в­ле­ния ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти и 36500 ква­ли­фи­кац. ат­те­статов. В 2001 при­ня­ты Фе­де­раль­ный за­кон «Об ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти», неск. по­ста­нов­ле­ний Пра­ви­тель­ст­ва РФ и ряд др. нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов по ре­гу­ли­ро­ва­нию ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти в Рос­сии и её ин­те­гра­ции в ме­ж­ду­нар. ау­ди­тор­скую сис­те­му.

При Мин-ве фи­нан­сов РФ в 2002 соз­дан Со­вет по ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти в со­ста­ве 54 чел. из пред­ста­ви­те­лей мин-ва, гос. ор­га­нов, ЦБ РФ, ак­кре­ди­то­ван­ных проф. ау­ди­тор­ских объ­е­ди­не­ний, на­уч. и др. ор­га­ни­за­ций, ву­зов, поль­зо­ва­те­лей ау­ди­тор­ских ус­луг. На сер. 2004 при Мин­фи­не РФ ак­кре­ди­то­ва­но семь проф. ау­ди­тор­ских объ­е­ди­не­ний: Ау­ди­тор­ская па­ла­та Рос­сии, Моск. ау­ди­тор­ская па­ла­та, Ас­со­циа­ция бух­гал­те­ров и ау­ди­торов «Со­дру­же­ст­во», Ин-т проф. ау­ди­то­ров, Рос. кол­ле­гия ауди­то­ров, Нац. фе­де­ра­ция кон­суль­тан­тов и ау­ди­то­ров и Ин-т проф. бух­гал­те­ров Рос­сии. В апр. 2003 объ­е­ди­нения под­пи­са­ли Со­гла­ше­ние о взаи­мо­дей­ст­вии по во­про­сам раз­ви­тия А. в Рос­сии, а в ок­тяб­ре при­ня­то ре­ше­ние о не­об­хо­ди­мо­сти соз­да­ния еди­но­го все­рос. проф. ау­ди­тор­ско­го объ­е­ди­не­ния.

На нач. 2004 в РФ дей­ст­во­ва­ло бо­лее 30 тыс. ква­ли­фи­кац. ат­те­ста­тов и 7600 ли­цен­зий. Функ­цио­ни­ру­ют бо­лее 3000 ау­ди­тор­ских ор­га­ни­за­ций: за­ру­беж­ные (ок. 20), рос. круп­ные (ок. 15), сред­ние (ок. 40), не­боль­шие (ок. 3000). На их до­лю при­хо­дит­ся со­от­вет­ст­вен­но при­мер­но 70%, 20%, 5%, 5% об­ще­го объ­ё­ма вы­руч­ки за ау­ди­тор­ские и со­пут­ст­вую­щие ус­лу­ги.

Со­вер­шен­ст­ву­ет­ся нор­ма­тив­ная ба­за А. Под­го­тов­ле­ны про­ек­ты из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в Фе­де­раль­ные за­ко­ны «Об ау­ди­те» и «О бух­гал­тер­ском учё­те», а так­же про­ект За­ко­на «О кон­со­ли­ди­ро­ван­ной фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти», пре­ду­смат­ри­ваю­щий про­ве­де­ние обя­за­тель­ным А. от­чёт­но­сти, со­став­лен­ный по ме­ж­ду­нар. стан­дар­там фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти.

Лит.: Ау­дит Монт­го­ме­ри / Под ред. Я. В. Со­ко­ло­ва. М., 1997; Ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты ау­ди­та. Ко­декс эти­ки Ме­ж­ду­на­род­ной фе­де­ра­ции бух­гал­те­ров. М., 2000; Опыт раз­ви­тия и ре­гу­ли­ро­ва­ния ау­ди­тор­ской дея­тель­но­сти: (На при­ме­ре Шве­ции и Рос­сии) / Под ред. А. В. Кри­ку­но­ва. СПб., 2000; Ау­дит. М., 2002; Ше­ре­мет А. Д., Суйц В. П. Ау­дит. 3-е изд. М., 2002; Аудит / Под ред. В. Н. По­доль­ско­го. 3-е изд. М., 2003.

Вернуться к началу