Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕЙЖАДИ́НЬЮ

Авторы: Л. И. Тананаева
Алейжадинью. Церковь Носа-Сеньора-ду-Карму в провинции Минас-Жерайс. 2-я пол. 18 в.

АЛЕЙЖАДИ́НЬЮ [Alei­jad­inho; наст. имя и фам. Ан­то­ниу Фран­си­ску Лис­боа (Lis­bôa)] [29.8.1730 (или 1738), Ви­ла-Ри­ка – 18.11.1814, там же], браз. ар­хи­тек­тор и скульп­тор. Сын пор­туг. арх.-под­ряд­чи­ка М. Ф. Лис­боа и ра­бы­ни-нег­ри­тян­ки, был ос­во­бо­ж­дён от раб­ст­ва и усы­нов­лён от­цом. Из­вес­тен под про­зви­щем А. (букв. – ма­лень­кий ка­ле­ка), по­сколь­ку в зре­лые го­ды стра­дал от про­ка­зы и ра­бо­тал, при­вя­зы­вая ин­ст­ру­мен­ты к пер­чат­кам. Учил­ся у от­ца и де­да, скульп­ту­ре обу­чал­ся у К. Го­ми­са Ба­ти­сты. А. – са­мый вы­даю­щий­ся пред­ста­ви­тель позд­не­го ба­рок­ко в Бра­зи­лии, соз­да­тель зна­ме­ни­тых ар­хи­тек­тур­но-скульп­тур­ных цер­ков­ных ком­плек­сов в пров. Ми­нас-Же­райс. Раз­ви­вал в сво­ём ар­хит. твор­че­ст­ве тип ба­роч­но­го хра­ма, вос­хо­дя­щий к рим­ской ц. Иль-Дже­зу и зод­че­ст­ву Пор­ту­га­лии, зна­чи­тель­но обо­га­щая его с по­мо­щью кри­во­ли­ней­ных пла­нов, пла­стич. бо­гат­ст­ва де­ко­ра фа­са­да и ин­терь­е­ров (ат­ти­ки, баш­ни, мно­го­ярус­ные рез­ные ал­та­ри и др.). Ак­цен­ти­ро­вал мо­мент жи­во­пис­но­сти ар­хи­тек­ту­ры, ис­поль­зуя кон­тра­сты цве­та стен и де­ко­ра­тив­ных де­та­лей; во взаи­мо­дей­ст­вии её с пей­за­жем дос­ти­гал ред­кой гар­мо­нич­но­сти. Сре­ди луч­ших про­из­ве­де­ний – ц. Сан-Фран­си­ску-ди-Асис в Ору-Пре­ту (1766–94; А. при­над­ле­жат ар­хит. ре­ше­ние, мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра и резь­ба ал­та­ря) и ц. Сан-Фран­сиску в Сан-Жу­ан-дел-Рей (1774–1804), а так­же ра­бо­ты в ком­плек­се па­лом­ни­ческой ц. Бон-Же­зус-ди-Ма­то­зинь­юс в Кон­гонь­я­се (1800–04): па­рад­ная ле­ст­ни­ца с бо­га­тей­шим скульп­тур­ным де­ко­ром (12 ста­туй биб­лей­ских про­ро­ков, вы­пол­нен­ных из мыль­но­го кам­ня, яв­ля­ют­ся пер­вы­ми ка­мен­ны­ми скульп­ту­ра­ми в иск-ве Бра­зи­лии; их раз­ме­ще­ние за­клю­ча­ет в се­бе слож­ную ико­но­гра­фич. про­грам­му), пор­тал церк­ви, ан­фи­ла­да «Кре­ст­но­го пу­ти» (7 ка­пелл ко­то­рой укра­ша­ют 64 де­ре­вян­ные по­ли­хром­ные скульп­ту­ры). В ис­пол­не­нии скульп­тур уча­ст­во­ва­ла мас­тер­ская А., но наи­бо­лее от­ветств. фи­гу­ры и изо­бра­же­ние Хри­ста он де­лал все­гда сам. За­вер­шая (в ран­них ра­бо­тах) ли­нию па­те­тич. ба­рок­ко, стиль А. в пла­сти­ке из кам­ня, ис­пол­нен­ный сдер­жан­но­сти и су­ро­во­сти, сбли­жа­ет­ся уже с клас­си­циз­мом.

Лит.: Ba­zin G. Alei­jad­inho et la sculp­ture ba­roque au Brézil. P., 1963; Jorge F. O Alei­ja­dinho: Sua vida, sua obra, seu gênio. São Paulo, 1984; Pas­sos da Paixão: o Alei­jad­inho / Comentarios R. de Ol­iveira. Rio de J., 1984.

Вернуться к началу