Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВТОРОТА́ЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 168

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



    Электронная версия:

Авторы: Е. С. Вожждаев

АВТОРОТА́ЦИЯ (от ав­то...

 >>
и лат. ro­tatio – вра­ще­ние), 1) ре­жим ра­бо­ты несу­ще­го вин­та ав­то­жи­ра или вер­то­лё­та, вра­ще­ние ко­то­ро­го обес­пе­чи­ва­ет на­бе­гаю­щий на винт по­ток воз­ду­ха. При от­ка­зе (или вы­клю­че­нии) си­ло­вой ус­танов­ки ле­тат. ап­па­ра­та (ЛА) не­су­щий винт од­но­вре­мен­но с на­ча­лом сни­же­ния ап­па­ра­та пе­ре­хо­дит на ре­жим А., при ко­то­ром энер­гия, не­об­хо­ди­мая для враще­ния соз­даю­ще­го подъ­ём­ную си­лу вин­та, об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те умень­ше­ния по­тен­ци­аль­ной энер­гии ЛА. При А. подъ­ём­ная си­ла не­су­ще­го вин­та прак­ти­че­ски рав­на си­ле тя­же­сти ЛА, а кру­тя­щий мо­мент на ва­лу вин­та при­бли­жа­ет­ся к ну­лю, что по­зво­ля­ет ав­то­жи­ру или вер­то­лё­ту с не­ра­бо­таю­щим дви­га­телем, осу­ще­ст­в­ляя по­ло­гое пла­ни­ро­вание, со­вер­шить безо­пас­ную по­сад­ку. Вы­пол­нить безо­пас­ную по­сад­ку на ре­жи­ме А. со сни­же­ни­ем стро­го по вер­ти­ка­ли (без пла­ни­ро­ва­ния) не­воз­мож­но, т. к. в этом слу­чае ско­рость сни­же­ния слиш­ком ве­ли­ка (при­мер­но вдвое боль­ше, чем при сни­же­нии с пла­ни­ро­ва­ни­ем). 2) А. воз­душ­но­го вин­та самолёта – вра­ще­ние вин­та под дей­ст­ви­ем на­бе­гаю­ще­го по­то­ка воз­ду­ха во вре­мя по­лё­та при от­ка­зе (или вы­клю­че­нии) си­ло­вой ус­та­нов­ки это­го вин­та. А. в по­лё­те не­же­ла­тель­на, т. к. соз­да­ёт зна­чит. аэ­ро­ди­на­мич. со­про­тив­ле­ние. Для умень­ше­ния по­след­не­го ло­па­сти вин­та ус­та­нав­ли­ва­ют в т. н. флю­гер­ное по­ло­же­ние, при ко­то­ром их со­про­тив­ле­ние на­бе­гаю­ще­му по­то­ку воз­ду­ха на­столь­ко ма­ло, что винт пе­ре­ста­ёт вра­щать­ся. 3) А. газо­тур­бин­но­го двигателя – вра­ще­ние ро­то­ра дви­га­те­ля под дей­ст­ви­ем ско­рост­но­го на­по­ра воз­ду­ха (без сжи­га­ния то­п­ли­ва в ка­ме­ре сго­ра­ния) во вре­мя по­лё­та ЛА. При пре­кра­ще­нии ра­бо­ты дви­га­те­ля А. наи­бо­лее бла­го­при­ят­на для по­лё­та, т. к. аэ­ро­ди­на­мич. со­про­тив­ле­ние дви­га­те­ля на этом ре­жи­ме мень­ше, чем дви­га­те­ля с нев­ра­щаю­щим­ся ро­тором. В по­лё­те ре­жим А. при­ме­ня­ют так­же для об­лег­че­ния по­втор­но­го за­пус­ка за­глох­ше­го дви­га­те­ля.

Вернуться к началу