АНТИФРИКЦИО́ННЫЕ МАТЕРИА́ЛЫ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНТИФРИКЦИО́ННЫЕ МАТЕРИА́ЛЫ (от анти… и лат. frictio – трение), материалы, обладающие низким коэф. трения. Применяются для изготовления деталей, работающих гл. обр. в условиях трения скольжения (подшипники, втулки и др.). В качестве первых А. м. служила древесина плотных пород деревьев. В 1839 амер. изобретатель И. Баббит предложил конструкцию подшипника с заливкой мягким металлом, после чего А. м. на основе олова и свинца стали называть баббитами. Производство первых А. м. в России освоено в 1860-х гг. А. С. Лавровым на бронзолитейном заводе в Гатчине.
А. м. характеризуются значит. износостойкостью, хорошей прирабатываемостью, высокой механич. прочностью и пластичностью, коррозионной стойкостью. Из них изготовляют подшипники скольжения для турбин, двигателей внутр. сгорания, электродвигателей, компрессоров и др. механизмов. В качестве антифрикционных используют разл. материалы. К осн. металлическим А. м. относятся бронзы, баббиты, латуни, алюминиевые сплавы, сплавы на железной основе; их допустимые нагрузочно-скоростные характеристики: скорость скольжения в пределах 1–50 м/с, давление на опору 2,5–25 МПа. Выбор материала определяется условиями работы подшипников: баббиты и алюминиевые сплавы – при больших скоростях и нагрузках; бронзы – при повышенных давлениях и ср. скоростях скольжения; латуни – при невысоких нагрузках; антифрикц. сталь и чугун – при значит. давлениях и малых скоростях скольжения. Баббиты, бронзы, алюминиевые сплавы применяют в осн. в виде слоя, залитого по стали, или биметаллич. ленты; большое распространение получили многослойные подшипники, в которых сплавы и металлы уложены слоями на прочную стальную основу. Минералокерамические А. м. (на основе оксидов алюминия, кремния, магния) характеризуются высокой износо- и теплостойкостью; подшипники из этих материалов предназначены для работы без смазки, при повышенной темп-ре, а также в агрессивных средах. Спечённые А. м. (железографит, бронзографит, железо – медь – графит и др.), обладающие относит. пористостью (20–30%), являются самосмазывающимися; предназначены для изготовления деталей, эксплуатируемых в условиях сухого трения при невысоких скоростях скольжения (до 5–10 м/с) и отсутствии ударных нагрузок. Подшипники из спечённых А. м. устанавливают в труднодоступных для смазки местах. Углеграфитовые А. м. состоят из смеси графита, нефтяного кокса и каменноугольной смолы; способны работать без смазки при высоких темп-рах (до 500 °С и выше) и небольших удельных нагрузках. Для повышения антифрикц. свойств эти А. м. пропитывают металлами (Sn, Pb, Cu и др.) или их солями. Полимерные А. м. применяют в узлах трения при небольших скоростях скольжения и удельных нагрузках; изготовляются на основе термореактивных смол (напр., феноло-формальдегидных, эпоксидных, фурановых) или термопластов (полиамиды, полиимиды, полиарилаты, сополимеры формальдегида и др.). Материалы из фторопласта-4 и полиэтилена высокого давления (антифрикц. самосмазывающиеся пластмассы) применяют без смазки. Металлофторопластовые А. м. состоят из стальной, медной или др. металлич. основы с фторсодержащим полимерным покрытием; эксплуатируются при высоких давлениях (до 30 МПа) в широком диапазоне темп-р (от –192 до 250 °С).
К А. м. относят также твёрдые смазки, изготовляемые из органич. (напр., политетрафторэтилен, полиамиды, полиимиды) и неорганич. (графит, нитрит бора, дихалькогениды тугоплавких металлов и др.) материалов. Используются в виде порошка или плёнки для покрытия узлов трения машин и механизмов, работающих в особо тяжёлых условиях: при низких (от –200 до –70 °C) или высоких (300–1000 °C) темп-рах, больших нагрузках (до 4000 МПа), в глубоком вакууме, при воздействии радиации, в запылённой атмосфере.