АВТОДОРО́ЖНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВТОДОРО́ЖНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ, тоннель по трассе автомобильных дорог для пропуска автотранспортных средств через высотные (горный тоннель) или водные (подводный тоннель) препятствия. А. т. располагаются в плане на прямых или криволинейных участках (с миним. радиусом 250–300 м); могут иметь односкатный или двухскатный продольный профиль (с макс. уклоном 40–60‰, миним. – 3–5‰). А. т. сооружают для одностороннего или встречного движения в одном, а иногда в двух уровнях. Для пропуска односторонних транспортных потоков устраивают два параллельных А. т. Ширина проезжей части наиболее распространённого двухполосного А. т. составляет 7–9 м, служебных проходов 0,75–1 м, высота транспортной зоны 4,8–5 м, пропускная способность 1,5–3 тыс. автомобилей в час. А. т. оснащают автоматизир. системами искусств. вентиляции, освещения, водоотвода, безопасности движения, противопожарными устройствами и пр. По трассе протяжённых А. т. устраивают технологич. шахтные стволы, вентиляционные и дренажные камеры, камеры для укрытия и разворота автомобилей и пр. С нач. 20 в. в мире построены многочисленные А. т., среди которых наиболее протяжённые – Лаердал (24,5 км) в Норвегии, Сен-Готард (16,9 км) в Швейцарии. В России эксплуатируются горные Рокский (Кавказ, 3,6 км) и Краснополянский (Кавказ, 2,5 км) тоннели, подводный Канонерский (С.-Петербург, 1 км) и др. См. также Тоннель, Городской тоннель.