Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВТОДОРО́ЖНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ

Авторы: Л. В. Маковский
Автодорожный тоннель на юге Франции.

АВТОДОРО́ЖНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ, тон­нель по трас­се ав­то­мо­биль­ных до­рог для про­пус­ка ав­то­транс­порт­ных средств че­рез вы­сот­ные (гор­ный тон­нель) или вод­ные (под­вод­ный тон­нель) пре­пят­ст­вия. А. т. рас­по­ла­га­ют­ся в пла­не на пря­мых или кри­во­ли­ней­ных уча­ст­ках (с ми­ним. ра­диу­сом 250–300 м); мо­гут иметь од­но­скат­ный или двух­скат­ный про­доль­ный про­филь (с макс. ук­ло­ном 40–60‰, ми­ним. – 3–5‰). А. т. со­ору­жа­ют для од­но­сто­рон­не­го или встреч­но­го дви­же­ния в од­ном, а ино­гда в двух уров­нях. Для про­пус­ка од­но­сто­рон­них транс­порт­ных по­то­ков уст­раи­ва­ют два па­рал­лель­ных А. т. Ши­ри­на про­ез­жей час­ти наи­бо­лее рас­про­стра­нён­но­го двух­по­лос­но­го А. т. со­став­ля­ет 7–9 м, слу­жеб­ных про­хо­дов 0,75–1 м, вы­со­та транс­порт­ной зо­ны 4,8–5 м, про­пу­ск­ная спо­соб­ность 1,5–3 тыс. ав­то­мо­би­лей в час. А. т. ос­на­ща­ют ав­то­ма­ти­зир. сис­те­ма­ми ис­кусств. вен­ти­ля­ции, ос­ве­ще­ния, во­до­от­во­да, безо­пас­но­сти дви­же­ния, про­ти­во­по­жар­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми и пр. По трас­се про­тя­жён­ных А. т. уст­раи­ва­ют тех­но­ло­гич. шахт­ные ство­лы, вен­ти­ля­ци­он­ные и дре­наж­ные ка­ме­ры, ка­ме­ры для ук­ры­тия и раз­во­ро­та ав­то­мо­би­лей и пр. С нач. 20 в. в ми­ре по­строе­ны мно­гочис­лен­ные А. т., сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее протяжённые – Ла­ер­дал (24,5 км) в Нор­ве­гии, Сен-Го­тард (16,9 км) в Швей­ца­рии. В Рос­сии экс­плуа­ти­ру­ют­ся гор­ные Рок­ский (Кав­каз, 3,6 км) и Крас­но­по­лян­ский (Кав­каз, 2,5 км) тон­не­ли, под­вод­ный Ка­но­нер­ский (С.-Пе­тер­бург, 1 км) и др. См. так­же Тоннель, Го­род­ской тоннель.

  • АВТОДОРО́ЖНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ тоннель по трассе автомобильных дорог для пропуска автотранспортных средств через высотные или водные препятствия (2005)
Вернуться к началу