Ю́НКЕРС ГУГО
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Ю́НКЕРС (Junkers) Гуго (3.2.1859, Рейдт, ныне часть Мёнхенгладбаха – 3.2.1935, Гаутинг, Бавария), нем. авиаконструктор и промышленник. Окончил Высшее технич. уч-ще в Ахене (1883), специализируясь по теплотехнике; получил патент на газовый поршневой двигатель (1892). В 1895 основал в Дессау завод газовой аппаратуры, на базе которого создал фирму «Юнкерс» (1917). В 1897–1912 проф. Высшего технич. уч-ща в Ахене. С 1909 начал заниматься авиацией; в 1913 построил аэродинамич. трубу. В 1915–16 выпустил первые в мире металлич. самолёты со свободнонесущими крыльями: самолёт-моноплан Ю-1, бронированный биплан-штурмовик Ю-4 и истребитель Ю-9. В 1919 совм. с О. Ройтером создал первый цельнодюралевый пассажирский шестиместный моноплан Ю-13 (Ф-13). Основал неск. самолётостроит. фирм, в т. ч. «Юнкерс-Флюгцойгверк» («Junkers-Flugzeugwerk» 1919), которая строила в СССР в 1922–1925 самолёты Ю-20 и Ю-21, и двигателестроит. «Юнкерс-Моторенбау» («Junkers-Motorenbau» 1923). С 1924 Ю. разрабатывал только спортивные и транспортные самолёты (С-38, Ю-52, Ю-90 и др.), с 1929 – также дизельные авиадвигатели (ЮМО-4 и др.). Многомоторные самолёты Ю. в 1927 побили 33 мировых рекорда по скорости и грузоподъёмности.
Убеждённый противник национал-социалистов, которые считали его «национально неблагонадёжным» (national unzuverlässig), находился под домашним арестом и не мог посещать свои предприятия. В 1934 фирма «Юнкерс» перешла под контроль государства и выпускала в осн. воен. самолёты-бомбардировщики (Ю-86, Ю-87, Ю-88) и двигатели к ним, а также военно-транспортный самолёт Ю-52. Национал-социалисты дискредитировали имя Ю., присвоив марку «Ю» (Ju) воен. самолётам уже после смерти конструктора.