Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЮЗЕЛЯ́Ж

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 683

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Куприков

ФЮЗЕЛЯ́Ж (франц. fuselage, от fuseau – ве­ре­те­но), кор­пус ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та, слу­жа­щий для раз­ме­ще­ния ка­би­ны эки­па­жа, пас­са­жи­ров, гру­зов и обо­ру­до­ва­ния, а так­же (у ле­тат. ап­па­ра­тов не­ко­то­рых ти­пов) дви­га­те­лей и то­п­лив­ных ба­ков; свя­зы­ва­ет ме­ж­ду со­бой кры­ло, опе­ре­ние, ино­гда шас­си и си­ло­вую ус­та­нов­ку. Оп­ти­маль­ной фор­мой Ф. яв­ля­ет­ся осе­сим­мет­рич­ное те­ло вра­ще­ния с плав­ным су­же­ни­ем в но­со­вой и хво­сто­вой час­тях. Та­кая фор­ма обес­пе­чи­ва­ет ми­ним. ло­бо­вое со­про­тив­ле­ние и оп­ти­маль­ную объ­ём­ную ком­по­нов­ку. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­на «клас­сич.» схе­ма са­мо­лё­та с од­ним Ф. При этой ком­по­нов­ке в но­со­вой час­ти Ф., как пра­ви­ло, раз­ме­ща­ют­ся ка­би­на эки­па­жа, но­со­вая опо­ра шас­си, воо­ру­же­ние (для во­ен. ЛА), ра­дио­ло­ка­ци­он­ное обо­ру­до­ва­ние или аг­ре­га­ты си­ло­вой ус­та­нов­ки (на лёг­ких са­мо­лё­тах). В сред­ней час­ти, по ус­ло­ви­ям цен­тров­ки, наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­но раз­ме­ще­ние кры­ла, гл. опор шас­си, дви­га­те­лей, то­п­лив­ных ба­ков, пас­са­жир­ской ка­би­ны или гру­зо­вых от­се­ков. В хво­сто­вой час­ти Ф. на­хо­дят­ся уз­лы кре­п­ле­ния опе­ре­ния, лю­ки гру­зо­вых от­се­ков, хво­сто­вая опо­ра шас­си, сред­ст­ва за­щи­ты (на во­ен. са­мо­лё­тах) или сред­ст­ва свя­зи. У сверх­зву­ко­вых са­мо­лё­тов но­со­вая часть Ф. вы­пол­ня­ет­ся за­ост­рён­ной, для улуч­ше­ния аэ­ро­ди­на­мич. свойств. Ф. гид­ро­са­мо­лё­та име­ет фор­му лод­ки (для по­сад­ки на во­ду).

Осн. эле­мен­ты кон­ст­рук­ции Ф. – тон­ко­стен­ная про­стран­ст­вен­ная обо­лоч­ка, под­кре­п­лён­ная из­нут­ри си­ло­вым кар­ка­сом. Раз­ли­ча­ют Ф. фер­мен­ный – кар­кас пред­став­ля­ет со­бой про­стран­ст­вен­ную фер­му, об­шив­ка слу­жит для при­да­ния Ф. об­те­кае­мой фор­мы; ис­поль­зо­вал­ся в кон­ст­рук­ци­ях пер­вых са­мо­лё­тов, ны­не при­ме­ня­ет­ся ред­ко, в осн. в лёг­ких спор­тив­ных или тре­ни­ро­воч­ных са­мо­лё­тах; Ф. ба­лоч­ный (наи­бо­лее рас­про­стра­нён) по­лу­чил на­зва­ние по ана­ло­гии с кон­соль­ной од­но­сте­ноч­ной бал­кой (см. Бал­ка, Кон­соль­ная сис­те­ма). Кар­кас об­ра­зо­ван про­доль­ны­ми си­ло­вы­ми эле­мен­та­ми (лон­же­ро­на­ми, стрин­ге­ра­ми), об­шив­кой или ореб­рён­ны­ми мо­но­лит­ны­ми па­не­ля­ми, вос­при­ни­маю­щи­ми из­гиб и нор­маль­ные си­лы (сжа­тия, рас­тя­же­ния), и по­пе­реч­ны­ми эле­мен­та­ми (шпан­го­уты), обес­пе­чи­ваю­щи­ми со­хра­не­ние об­щей фор­мы. Ба­лоч­ный Ф. име­ет неск. раз­но­вид­но­стей: ба­лоч­но-лон­же­рон­ную, в ко­то­рой осн. про­доль­ные на­груз­ки вос­при­ни­ма­ют­ся мощ­ны­ми лон­же­ро­на­ми (бим­са­ми); ба­лоч­но-стрин­гер­ную (наи­бо­лее со­вер­шен­ная), или по­лу­мо­но­кок; ба­лоч­нооб­ши­воч­ную, или мо­но­кок. При из­го­тов­ле­нии кар­ка­сов Ф. ис­поль­зу­ют­ся лёг­кие и проч­ные алю­ми­ние­вые и ти­та­но­вые спла­вы, об­шив­ку де­ла­ют из лис­тов алю­ми­ние­вых спла­вов. Та­кие же Ф. у вер­то­лё­тов. В Ф. пла­нё­ров ис­поль­зу­ют гл. обр. ком­по­зи­ци­он­ные и пла­ст­мас­со­вые ма­те­риа­лы, ре­же дре­ве­си­ну и фа­не­ру. В ра­кет­ной тех­ни­ке вме­сто тер­ми­на «Ф.» обыч­но ис­поль­зу­ют тер­мин «кор­пус».

По кон­ст­рук­ции са­мо­лё­ты под­раз­де­ля­ют­ся на уз­ко­фю­зе­ляж­ные (диа­метр Ф. до 4 м), напр. Аэро­бус A320 (са­мый мас­со­вый ев­роп. пас­са­жир­ский ре­ак­тив­ный са­мо­лёт), Боинг 737 (са­мый мас­со­вый пас­са­жир­ский ре­ак­тив­ный са­мо­лёт в ми­ре), Ил-62 (с са­мой боль­шой даль­но­стью по­лё­та), Ту-154 (са­мый мас­со­вый со­вет­ский пас­са­жир­ский ре­ак­тив­ный са­мо­лёт), «Су­хой Су­пер­джет-100»; ши­ро­ко­фю­зе­ляж­ные (диа­метр Ф. 5–6 м), ко­то­рые де­лят­ся на од­но­па­луб­ные (напр., A310, Боинг 767, 787, а так­же Ил-86 и Ил-96) и двух­па­луб­ные (напр., Боинг 747 и A380); са­мо­лё­ты ти­па «ле­таю­щее кры­ло» (раз­но­вид­ность схе­мы «бес­хво­ст­ка») с ре­ду­ци­ро­ван­ным Ф., роль ко­то­ро­го иг­ра­ет кры­ло, не­су­щее все аг­ре­га­ты, эки­паж и по­лез­ную на­груз­ку, и его раз­но­вид­ность ЭКИП (сокр. от эко­ло­гия и про­гресс), мно­го­функ­цио­наль­ный без­аэ­ро­дром­ный ЛА (от­но­сит­ся к клас­су эк­ра­но­лё­тов), по­стро­ен­ный по схе­ме «ле­таю­щее кры­ло», с дис­ко­вид­ным фю­зе­ля­жем.

Вернуться к началу