ФЮЗЕЛЯ́Ж
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЮЗЕЛЯ́Ж (франц. fuselage, от fuseau – веретено), корпус летательного аппарата, служащий для размещения кабины экипажа, пассажиров, грузов и оборудования, а также (у летат. аппаратов некоторых типов) двигателей и топливных баков; связывает между собой крыло, оперение, иногда шасси и силовую установку. Оптимальной формой Ф. является осесимметричное тело вращения с плавным сужением в носовой и хвостовой частях. Такая форма обеспечивает миним. лобовое сопротивление и оптимальную объёмную компоновку. Наиболее распространена «классич.» схема самолёта с одним Ф. При этой компоновке в носовой части Ф., как правило, размещаются кабина экипажа, носовая опора шасси, вооружение (для воен. ЛА), радиолокационное оборудование или агрегаты силовой установки (на лёгких самолётах). В средней части, по условиям центровки, наиболее целесообразно размещение крыла, гл. опор шасси, двигателей, топливных баков, пассажирской кабины или грузовых отсеков. В хвостовой части Ф. находятся узлы крепления оперения, люки грузовых отсеков, хвостовая опора шасси, средства защиты (на воен. самолётах) или средства связи. У сверхзвуковых самолётов носовая часть Ф. выполняется заострённой, для улучшения аэродинамич. свойств. Ф. гидросамолёта имеет форму лодки (для посадки на воду).
Осн. элементы конструкции Ф. – тонкостенная пространственная оболочка, подкреплённая изнутри силовым каркасом. Различают Ф. ферменный – каркас представляет собой пространственную ферму, обшивка служит для придания Ф. обтекаемой формы; использовался в конструкциях первых самолётов, ныне применяется редко, в осн. в лёгких спортивных или тренировочных самолётах; Ф. балочный (наиболее распространён) получил название по аналогии с консольной одностеночной балкой (см. Балка, Консольная система). Каркас образован продольными силовыми элементами (лонжеронами, стрингерами), обшивкой или оребрёнными монолитными панелями, воспринимающими изгиб и нормальные силы (сжатия, растяжения), и поперечными элементами (шпангоуты), обеспечивающими сохранение общей формы. Балочный Ф. имеет неск. разновидностей: балочно-лонжеронную, в которой осн. продольные нагрузки воспринимаются мощными лонжеронами (бимсами); балочно-стрингерную (наиболее совершенная), или полумонокок; балочнообшивочную, или монокок. При изготовлении каркасов Ф. используются лёгкие и прочные алюминиевые и титановые сплавы, обшивку делают из листов алюминиевых сплавов. Такие же Ф. у вертолётов. В Ф. планёров используют гл. обр. композиционные и пластмассовые материалы, реже древесину и фанеру. В ракетной технике вместо термина «Ф.» обычно используют термин «корпус».
По конструкции самолёты подразделяются на узкофюзеляжные (диаметр Ф. до 4 м), напр. Аэробус A320 (самый массовый европ. пассажирский реактивный самолёт), Боинг 737 (самый массовый пассажирский реактивный самолёт в мире), Ил-62 (с самой большой дальностью полёта), Ту-154 (самый массовый советский пассажирский реактивный самолёт), «Сухой Суперджет-100»; широкофюзеляжные (диаметр Ф. 5–6 м), которые делятся на однопалубные (напр., A310, Боинг 767, 787, а также Ил-86 и Ил-96) и двухпалубные (напр., Боинг 747 и A380); самолёты типа «летающее крыло» (разновидность схемы «бесхвостка») с редуцированным Ф., роль которого играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку, и его разновидность ЭКИП (сокр. от экология и прогресс), многофункциональный безаэродромный ЛА (относится к классу экранолётов), построенный по схеме «летающее крыло», с дисковидным фюзеляжем.