ФУНИКУЛЁР
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУНИКУЛЁР (франц. funiculaire, от лат. funiculus – верёвка, канат), рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки пассажиров или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутым подъёмам (в осн. до 35°). Применяется в городах и курортных центрах, а также в горных местностях. Ф. обычно имеет две станции (верхнюю и нижнюю). Вагоны передвигаются при помощи стальных канатов и электрич. приводов, располагаемых на верхней станции. Бывают одновагонные (с одним попеременно поднимающимся и опускающимся вагоном) и двухвагонные (один поднимается, другой в это время спускается; получили наибольшее применение); могут выполняться двухпутными (с независимым рельсовым путём для каждого вагона) и однопутными (с разъездами вагонов посередине). В пассажирских вагонах положение пола остаётся близким к горизонтальному при любом наклоне рельсового пути. Для безопасности вагоны оборудованы ловителями, автоматически захватывающими рельс в случае обрыва каната. Скорость движения Ф. до 3 м/с, пропускная способность до 600 чел. в 1 ч. Существуют и др. схемы устройства Ф.: напр., в виде горной железной дороги, в которой кроме обычных гладких рельсов, по которым катится вагон, используются дополнит. зубчатые рельсы. Так устроена горная дорога Пилатусбан в Швейцарии протяжённостью 4,27 км, по которой обычно курсирует до 9–10 вагонов, напоминающих по характеру своего движения трамвай. Вагоны грузовых Ф., используемых для перемещения леса, горных пород и т. д., отличаются от вагонов пассажирских Ф. более простой конструкцией. Для загрузки и разгрузки таких вагонов на станциях устанавливают соответствующее оборудование.
Первые пассажирские Ф. появились в Италии (Генуя) и Австрии (Зоммеринг) в 1854. Ф., расположенный неподалёку от австрал. г. Катумба (длиной 415 м), имеет наибольший в мире уклон трассы – 50,7°.