Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФУНИКУЛЁР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 656

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФУНИКУЛЁР (франц. funiculaire, от лат. funiculus – ве­рёв­ка, ка­нат), рель­со­вое транс­порт­ное сред­ст­во с ка­нат­ной тя­гой для пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров или гру­зов в ва­го­нах на не­боль­шое рас­стоя­ние по кру­тым подъ­ё­мам (в осн. до 35°). При­ме­ня­ет­ся в го­ро­дах и ку­рорт­ных це­нт­рах, а так­же в гор­ных ме­ст­но­стях. Ф. обыч­но име­ет две стан­ции (верх­нюю и ниж­нюю). Ва­го­ны пе­ре­дви­га­ют­ся при по­мо­щи сталь­ных ка­на­тов и элек­трич. при­во­дов, рас­по­ла­гае­мых на верх­ней стан­ции. Бы­ва­ют од­но­ва­гон­ные (с од­ним по­пе­ре­мен­но под­ни­маю­щим­ся и опус­каю­щим­ся ва­го­ном) и двух­ва­гон­ные (один под­ни­ма­ет­ся, дру­гой в это вре­мя спус­ка­ет­ся; по­лу­чи­ли наи­боль­шее при­ме­не­ние); мо­гут вы­пол­нять­ся двух­пут­ны­ми (с не­за­ви­си­мым рель­со­вым пу­тём для ка­ж­до­го ва­го­на) и од­но­пут­ны­ми (с разъ­ез­да­ми ва­го­нов по­се­ре­ди­не). В пас­са­жир­ских ва­го­нах по­ло­же­ние по­ла ос­та­ёт­ся близ­ким к го­ри­зон­таль­но­му при лю­бом на­кло­не рель­со­во­го пу­ти. Для безо­пас­но­сти ва­го­ны обо­ру­до­ва­ны ло­ви­те­ля­ми, ав­то­ма­ти­че­ски за­хва­ты­ваю­щи­ми рельс в слу­чае об­ры­ва ка­на­та. Ско­рость дви­же­ния Ф. до 3 м/с, про­пу­ск­ная спо­собность до 600 чел. в 1 ч. Су­ще­ст­ву­ют и др. схе­мы уст­рой­ст­ва Ф.: напр., в ви­де гор­ной же­лез­ной до­ро­ги, в ко­то­рой кро­ме обыч­ных глад­ких рель­сов, по ко­то­рым ка­тит­ся ва­гон, ис­пользу­ют­ся до­пол­нит. зуб­ча­тые рель­сы. Так уст­рое­на гор­ная до­ро­га Пи­ла­тус­бан в Швей­ца­рии про­тя­жён­но­стью 4,27 км, по ко­то­рой обыч­но кур­си­ру­ет до 9–10 ва­го­нов, на­по­ми­наю­щих по ха­рак­те­ру сво­его дви­же­ния трам­вай. Ва­го­ны гру­зо­вых Ф., ис­поль­зуе­мых для пе­ре­ме­ще­ния ле­са, гор­ных по­род и т. д., от­ли­ча­ют­ся от ва­го­нов пас­са­жир­ских Ф. бо­лее про­стой кон­ст­рук­ци­ей. Для за­груз­ки и раз­груз­ки та­ких ва­го­нов на стан­ци­ях ус­та­нав­ли­ва­ют со­от­вет­ст­вую­щее обо­ру­до­ва­ние.

Пер­вые пас­са­жир­ские Ф. поя­ви­лись в Ита­лии (Ге­нуя) и Ав­ст­рии (Зом­ме­ринг) в 1854. Ф., рас­по­ло­жен­ный не­по­да­лё­ку от ав­ст­рал. г. Ка­тум­ба (дли­ной 415 м), име­ет наи­боль­ший в ми­ре ук­лон трас­сы – 50,7°.

Вернуться к началу