ШАССИ́
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШАССИ́ (франц. châssis, от лат. capsa – ящик, вместилище), 1) Ш. наземных транспортных, сельскохозяйственных и др. машин – собранный комплект агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. В автомобилях с несущим кузовом к Ш. относят его основание, которое увязывает все указанные агрегаты. При компоновке с использованием рамы Ш. представляет собой законченную конструкцию, которая может передвигаться на колёсах или гусеницах. Ш. часто является базой спец. и специализир. автомобилей.
2) Самоходное Ш. – моторизиров. транспортное средство, предназначенное для размещения на нём разл. оборудования (машин, механизмов, вооружения).
3) Совокупность опор самолёта (вертолёта), необходимых для взлёта, посадки, передвижения на земле, палубе корабля или воде. Различают Ш. колёсное (наиболее распространено), полозковое, лыжное, поплавковое (на гидросамолётах), на возд. подушке, гусеничное. Ш. может быть убирающимся, неубирающимся, сбрасываемым. Осн. элементы колёсного Ш. самолёта: амортизац. стойки, колёса (пневматики), снабжённые тормозами для уменьшения длины послепосадочного пробега; система раскосов (стержней), воспринимающих реакцию земли и крепящих опоры к крылу или фюзеляжу. В зависимости от числа опор и расположения осн. опор относительно центра масс самолёта различают Ш. трёхопорное, велосипедное и многоопорное. У тяжёлых самолётов число колёс иногда доходит до 2–3 десятков, объединяемых в тележки.
4) Панель из листового металла (напр., алюминия) или изоляц. материала (напр., гетинакса), на которой смонтированы осн. детали радиоэлектронной аппаратуры.
5) Станок, в котором распределяется краска при набивке или ручном печатании рисунка на ткани.