АВИАСАЛО́Н

Авторы: М. Ю. Куприков

АВИАСАЛО́Н, выставка авиационной и космической техники, а также достижений отраслей науки и техники, связанных с авиастроением; сопровождается демонстрационными полётами летательных аппаратов. А. позволяет демонстрировать последние разработки авиационно-космической промышленности (ЛА всех типов и назначений), авиационные и космические двигатели, космические аппараты и спутники, компоненты и материалы для аэрокосмической отрасли, оборудование аэропорта. На А. также могут экспонироваться ЛА, представляющие историческую ценность, вооружение, авионика и наземное оборудование, в т. ч. радары и системы наблюдения. А. включает несколько факторов: соревнование (продукция какой страны станет на А. наиболее значимой); бизнес (заключение контрактов на продажу самолётов, вертолётов и прочих ЛА развитым и развивающимся странам); привлечение зрителей (для этого устраиваются разного рода показательные полёты, трюковые номера и др.).

Наиболее известные авиасалоны на 2016

Международный авиационно-космический салон в Ле-Бурже

Международный авиационно-космический салон (Salon international de l’aronautique et de l’espace) в Ле-Бурже (Франция) считается самым знаменитым и одним из самых старых А. в мире, его история насчитывает более 100 лет. Проходит один раз в два года (по нечётным годам), располагаясь на территории аэропорта Ле-Бурже (находится в 12 км от Парижа). Ныне выставочный центр Ле-Бурже занимает площадь 45 га (450 тыс. м2). На этой площади размещаются ангары, выставочные павильоны, большая трибуна и огромное поле. Экспонаты выставки располагаются и в закрытых павильонах выставочного центра (т. н. шале – небольшой сельский домик в швейцарском стиле), и на открытых площадках. Важной составляющей частью авиационно-космического салона являются воздушные шоу, на которых можно в действии увидеть новые модели самолётов и др. техники.

История Парижского А. началась в 1908, когда на 2-м автомобильном салоне в парижском дворце Гран-Пале появилась секция «Аэронавигационная выставка», посвящённая авиации. В 1909 проведён первый А. СССР впервые участвовал в Парижском А. в 1936 (был представлен пассажирский самолёт АНТ-35). Начиная с 1957 СССР, а с 1993 – Россия является постоянным участником А. Первые демонстрационные полёты в рамках А. состоялись в 1949 в аэропорту Орли (Париж). В 1951 А. перенесли в пригород Парижа, в аэропорт Ле-Бурже, который к этому времени стал вторым по значению аэропортом Франции и центром всех послевоенных коммерческих авиарейсов (в 1951 А. проходил на двух площадках  в Гран-Пале и в Ле-Бурже). В том же году было принято решение о строительстве постоянного выставочного павильона. С 1960-х гг. А. в Ле-Бурже приобретает лидирующее значение в мире авиации. Здесь широкой публике впервые были представлены самолёты Boeing 747 (Боинг 747, США) и сверхзвуковой пассажирский самолёт «Concorde» («Конкорд», Франция), истребитель «Dassault Mirage F1» (Дассо «Мираж» F1, Франция), космический челнок «Enterprise» («Энтерпрайз», США), советские самолёты Су-25, Су-27 и МиГ-29.

В июне 2015 состоялся 51-й международный А.; количество стран-участниц составило 46. На А. российскую авиацию на выставке представили отечественные авиалайнеры «Сухой Суперджет 100» и готовящийся к выпуску самолёт МС-21, военные самолёты МиГ-29М2, МиГ-35, Су-30МК2, Су-35М, военно-транспортные самолёты Ил-76МД-90, вертолёты Ми-8АМТШ, Ми-26, Ми-28НЭ, Ми-35М, Ка-31 и др.; двигатель для военного Су-35; НПО им. С. А. Лавочкина представило макет космического аппарата «Луна-25», который в 2019 должен начать изучение Луны. С 19 по 25.6.2017 начал работу 52-й А. в Ле-Бурже (2,5 тыс. участников из 47 стран).

А. знаменит не только грандиозными премьерами и достижениями в области авиации, но и чередой катастроф. 3.6.1961 разбился американский бомбардировщик B-58 (погибли все 3 члена экипажа); 15.6.1965 – американский бомбардировщик B-58 (погиб один из трёх членов экипажа); 19.6.1965 – итальянский истребитель-бомбардировщик G-91 (пилот катапультировался, но погиб, на земле погибли ещё 10 чел.); 3.6.1977 – американский штурмовик A-10 (пилот погиб).

Из советских/российских экипажей наиболее трагической оказалась авиакатастрофа, которая произошла 3.6.1973. Во время показательного полёта разбился советский Ту-144 (первый отечественный сверхзвуковой пассажирский лайнер), конкурент англо-французского «Concorde». На высоте 280 м и при скорости ок. 280 км/ч, когда перегрузки достигли 4,5–5 g, у самолёта оторвало консоль левого крыла. Ту-144 совершил полубочку, после чего из-за колоссальных нагрузок рассыпался в воздухе на части. Погибли все 6 членов экипажа. До сих пор нет однозначного ответа о причине аварии. Несмотря на эту трагедию, самолёт вновь был показан на А. в 1975 и 1977. В 1975 только мастерство экипажа позволило избежать катастрофы. Выполнив программу демонстрационных полётов, капитан лайнера Э. В. Елян зашёл на посадку. Перед самой взлётно-посадочной полосой, метров за триста до неё, вдруг увидел поднимавшуюся с полосы большую стаю голубей. Всё переднее стекло кабины оказалось залепленным кровью и крыльями птиц. Посадить самолёт он мог, лишь наблюдая через форточки. Зарулив, Елян немедленно обратился к руководителю полётов (представитель Франции) и заставил его поехать и осмотреть взлётно-посадочную полосу, на которой увидели насыпанные зёрна и побитых белых откормленных голубей размером с курицу! Кто-то упорно преследовал цель, чтобы второй раз случилась катастрофа. 8.6.1989 разбился советский истребитель МиГ-29; пилот А. Н. Квочур успешно катапультировался. 12.6.1999 разбился российский многоцелевой истребитель Су-30, оба члена экипажа успешно катапультировались. Позднее чрезвычайные происшествия произошли в 2005, 2007, 2009, 2011, 2013.

Международный авиационно-космический салон в Фарнборо

Второй по значимости и один из крупнейших в мире международных –  А. в Фарнборо (Farnborough International Airshow) проходит раз в два года в Великобритании на аэродроме близ г. Фарнборо (графство Хэмпшир). Занимаемая площадь 107 498 м2. Первая авиавыставка состоялась в июне 1932 на аэродроме в г. Хендон; были представлены 30 самолётов 13 компаний и авиационное оборудование шести компаний. В 1938–45 А. не проводились. Очередные А. состоялись в сентябре 1946 и 1947 на аэродроме в г. Рэдлетт. Место проведения выставки не устраивало организаторов, и с 1948 А. стал проходить на аэродроме в Фарнборо ежегодно вплоть до 1962, когда было принято решение о его проведении 1 раз в 2 года. Выбор города отвечал необходимым требованиям организаторов: близость к столице, хорошие автомобильные дороги и доступность железнодорожного сообщения, достаточная площадь для размещения зрителей и парковки автомобилей, возможность для расширения границ территории при дальнейшем развитии авиашоу. В качестве организатора международного А. выступает основанное в 1916 Общество британских аэрокосмических компаний (Society of British Aerospace Companies, SBAC). В 1948 А. продлился одну неделю. В нём участвовали 187 компаний, было представлено 70 новых самолётов. Впервые выставка стала достоянием широкой общественности: помимо специалистов на ней могли присутствовать рядовые зрители.

С 1966 в А. стали принимать участие европейские компании, а с 1974 выставка приобрела международный статус. В 1966 на А. впервые выступила пилотажная группа Королевских ВВС Великобритании «Красные стрелы» («Red Arrows»), выступление которой впоследствии стало обязательным атрибутом воздушного парада каждого А. в Фарнборо. Одним из самых значительных стал А. 1982. На выставке было представлено 480 экспонентов. Открытием А. стал дирижабль нового поколения Skyship 500 и четыре новых модели самолётов: Boeing 757 и 767 (США), Аэробус A310 (европейский консорциум «Airbus») и ближнемагистральный пассажирский самолёт «British Aerospace Jetstream 31» (Великобритания). В 1984 впервые в А. принимала участие советская делегация, представленная гражданскими самолётами. На А. 1988 открытием выставки стал советский многоцелевой истребитель МиГ-29. Как правило, Россия также направляет на А. представительные делегации, рассчитывая заключить крупные и выгодные контракты.

На А. в 2010 впервые в истории авиашоу в полёте были продемонстрированы беспилотные летательные аппараты различных стран мира. Крупнейшие мировые авиастроительные корпорации «Boeing» и «Airbus» представили самолёты «Boeing 787 Dreamliner» и A380. В июле 2012 на А. были представлены 758 компаний авиационной отрасли. Впервые продемонстрирована копия американского частного пилотируемого суборбитального космического корабля многоразового использования «SpaceShipTwo» (SS2). В 2014, несмотря на наличие полностью оплаченных стендов и площадок на выставке, участие российской делегации не состоялось из-за отсутствия британских виз. По заявлению британского МИД, в визах было отказано в знак протеста против действий России на Украине. Помимо представителей этих компаний, визы не смогли получить технические сотрудники, которые обеспечивают безопасную эксплуатацию экспонатов. Руководство государственной корпорации «Роскосмос» решило не принимать участие в А. 2016.

Серьёзная авиационная катастрофа произошла 6.9.1952. Британский реактивный истребитель DH.110 взорвался в воздухе, после чего упал на толпу зрителей; погибли пилоты, 28 зрителей, ещё 69 получили тяжёлые ранения. После катастрофы в Фарнборо извлечён важный урок: во время демонстрационных полётов самолёты ни в коем случае не должны направляться в сторону трибун.

Международный авиационный и аэрокосмический салон ILA

Выставка ILA имеет также официальное краткое название ILA Berlin Air Show (Берлинский авиасалон). Начиная с 2002 ILA проводится с двухлетней периодичностью. Основные направления ILA на современном этапе включают различные сегменты: гражданская авиация, космонавтика, оборона и безопасность, беспилотные летательные системы, вертолёты, двигатели и материалы и т. п. История этого салона началась с первой выставки, проведённой во Франкфурте-на-Майне с 10.7 по 17.10.1909. Тогда в течение трёх месяцев внимание к этой выставке привлекали разнообразные авиационные шоу с демонстрацией различных типов ЛА (аэростатов, дирижаблей, в частности, знаменитой фирмы «Zeppelin»). Через три года после первой авиационной выставки её успех решили закрепить в Берлине, где с 3 по 14.4.1912 в залах столичного вокзала «Зоологический сад» (нем. «Bahnhof Berlin Zoologischer Garten» – ZOO) зрители смогли увидеть Общую авиационную выставку (Allgemeine Luftfahrzeug-Ausstellung – ALA), на которой уже самолёты количественно преобладали над дирижаблями. После 1-й мировой войны следующий А. прошёл в 1928 в Берлине. После 2-й мировой войны очередной А. состоялся 1957 в Ганновере (в аэропорту Ганновер-Лангенхаген). Вернуть международный статус А. удалось в 1978. Вместе со статусом А. вернулось и исконное название – ILA, но проводить его стали в Ганновере. С 1992 выставка окончательно обосновалась в Берлине. В 2006 введена концепция страны – партнёра выставки ILA. Первым партнёром выставки выступила Россия, показавшая новые модели авиалайнеров Ил-76, МиГ и др. На выставке был представлен пассажирский самолёт «Airbus A380». Европейский аэрокосмический концерн на Берлинском авиасалоне в 2010 показал миру небольшой четырёхместный самолёт «Даймонд Ди-эй-42» («Diamond DA-42»), заправленный биотопливом из морских водорослей. Расход топлива у такого самолёта на 1,5 л в час меньше, чем у потребляющих обычное топливо, т. к. в биотопливе на 5–10% больше энергии, чем в керосине.

До 2010 площадкой А. был аэродром Шёнефельд (Берлин-Шёнефельд), с 2014 планировалось проведение А. на аэродроме Берлин-Бранденбург, где условия проведения А. улучшены благодаря расширенной подъездной дороге, железнодорожному сообщению с городом и широкой сети авиационных маршрутов. Однако по информации издания «Bild am Sonntag», опубликованной в ноябре 2014, аэропорт откроется не ранее 201920.

Российский Международный авиационно-космический салон МАКС

Проводится в подмосковном г. Жуковский с 1993 один раз в два года и стремится к тому, чтобы конкурировать по числу участников c другими А. мира. Ныне экспозиции А. развёрнуты на площади: в закрытых павильонах – 19,4 тыс. м2, открытая площадка – 7,4 тыс. м2. Кроме того, 97 шале общей площадью 9,3 тыс. м2 и статическая стоянка 140 тыс. м2.

Первую международную авиационную выставку в России провели в 1911 в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. В советский период – 18.8.1933; после очередного подобного мероприятия этот день сделали Днём Воздушного Флота СССР, который стал отмечаться ежегодными полётами на аэродроме в Тушино.

С 1990-х гг. А. начали проводить в подмосковном г. Жуковский, на поле перед инженерным корпусом Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Выставка, прошедшая в 1992, носила название «Мосаэрошоу-92». В 1993 выставка состоялась на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова (где проходит и поныне), называлась МАКС-1993 – 1-й Международный авиационно-космический салон (было представлено более 800 компаний из 40 стран). С тех пор А. проходит по нечётным годам 1 раз в 2 года.

Наиболее важные и приоритетные задачи МАКС – демонстрация новейших технических достижений, высоких технологий российских военных и гражданских летательных аппаратов, открытость внутреннего рынка России и взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными партнёрами для дальнейшего развития отрасли, заключение новых сделок и договоров.  

Организаторы выставки – Федеральное агентство по промышленности (до 2009), Правительство Москвы (с 2009) и ОАО «Авиасалон». Значительное место в программе МАКС занимают научные конференции и симпозиумы, проводимые под эгидой Государственного научного центра России – ЦАГИ. МАКС отличает не только его содержание, но и особая зрелищность. На его авиашоу в течение шести дней приходят посмотреть сотни тысяч зрителей. Здесь выступают знаменитые российские пилотажные группы – «Русские витязи», «Стрижи» и др., а также иностранные команды, среди которых пилотажная группа на лёгких самолётах «Альфа Джет» «Патруль де Франс» («Patrouille de France», Франция) и пилотажная группа итальянских ВВС «Фречче Триколори» («Frecce Tricolori» – трёхцветные стрелы).

Наиболее значимая авиационная катастрофа произошла 16.8.2009 в ходе подготовки к авиасалону МАКС-2009, когда столкнулись истребитель Су-27 и спарка Су-27УБ из состава пилотажной группы. В результате катастрофы погиб командир пилотажной группы «Русские витязи», заслуженный военный лётчик РФ, гвардии полковник Игорь Валентинович Ткаченко. Два других пилота катапультировались. Один из лётчиков в ходе катапультирования получил травму позвоночника.

Международный авиационный и аэрокосмический салон Индии Aero India

Проводится при поддержке правительства Индии в г. Бангалор с 1996 каждые два года. Площадь экспозиций Aero India – 75 тыс. м2. Первая выставка, первоначально названная Avia India, прошла в 1993 в Елаханке при поддержке ВВС Индии. Выставка, прошедшая в 1998, уже обладала всеми атрибутами и признаками крупного международного А. В её работе приняли участие более 170 фирм из 17 стран мира. На ней были представлены такие иностранные компании, как «Boeing»«Allied Signal»«Bell Helicopter Textron»«Airbus Industries»«Arospatiale»«Dassault Aviation»«British Aerospace». Россия – традиционный крупнейший участник А. Её экспозиция построена с учётом наиболее перспективных направлений дальнейшего развития военно-технического сотрудничества с Индией.

Следующая выставка прошла только в 2001. В ней приняли участие 150 компаний из 18 стран. Ещё 37 стран прислали на выставку представительные делегации. В А. участвовали 49 российских компаний. Главным экспонатом выставки стал российский многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» впервые представила на А. лётный образец палубного истребителя МиГ-29К, принявшего участие в демонстрационных полётах.

На выставке 2015 Россия продемонстрировала современные коммерческие и военные вертолёты: лёгкие многоцелевые Ка-226Т, гражданские многоцелевые типа Ми-8/17, а также лёгкий «Ансат», Ми-171А2, который разрабатывается на основе вертолётов типа Ми-8/17.

Международный авиационный и аэрокосмический салон FIDAE

Проводится в Чили один раз в два года, начиная с 1980, и является крупнейшей авиационной выставкой Латинской Америки. Площадь А. FIDAE 15 тыс. м2. В салоне принимают участие более 400 компаний из 45 стран мира (на 2016), в т. ч. России. Деловая программа включает вопросы гражданской и военной авиации; космические технологии; вооружение и системы контроля военных действий; оборудование для аэропортов, обслуживание, наземные системы. Начиная с 2006 FIDAE территориально проходит в «Северном секторе» международного аэропорта Комодоро-Артуро-Мерино-Бенитес (Сантьяго), где оборудована специальная выставочная экспозиция.

Международный авиационный салон Dubai Airshow

Проходит в Объединённых Арабских Эмиратах один раз в два года. Впервые А. в Дубае организован в 1986 и проводился под названием «Arab Air». В 1989 А. состоялся под наименованием «Dubai Airshow». Россия участвует в А. с 1993.

Dubai Airshow – это крупнейший А. в районе Персидского залива и Ближнего Востока и важный элемент маркетинговой деятельности на динамичном авиационном рынке Ближнего и Среднего Востока. Он проводится при содействии правительственных учреждений эмирата Дубай и Вооружённых сил ОАЭ. В Международной авиакосмический выставке Dubai Airshow традиционно принимают участие все ведущие авиационные державы мира (принимают участие более 960 компаний из 50 стран мира). Dubai Airshow уступает ведущим европейским А., однако в перспективе возможен качественный рост не только по составу участников, но и уровню представленной авиационной техники.

Международная выставка-салон авиационной и аэрокосмической промышленности Airshow China

Проходит в Китае с 1996 с периодичностью один раз в два года. Местом проведения салона выбран г. Чжухай и его аэропорт с одноимённым названием, расположенные в провинции Гуандун. Эта провинция является специальной экономической зоной страны. Экспозиция развёрнута в трёх павильонах площадью 50 тыс. м2 и на статической стоянке, где выставлено порядка 90 ЛА.

Основные тематические разделы Airshow China: самолёты и вертолёты (военные и гражданские); системы управления воздушным движением; авиационные двигатели и силовые установки; ангары для самолётов и вертолётов; оборудование для аэропортов; оборудование для тестирования, ремонтное оборудование, электронные системы; авиационная радиоэлектроника, оптоэлектроника, навигационные системы, системы связи и др.

Выставка проводится на территории аэропорта, что позволяет в полной мере продемонстрировать все новинки в области авиастроения и превратить мероприятие в шоу со стратегическими показами и демонстрационными полётами новой техники. Помимо этого, в рамках салона проводятся различные тематические семинары и форумы. В Airshow China принимают участие более 650 компаний из 39 стран мира. Российская часть выставки – одна из крупнейших и представлена ведущими предприятиями аэрокосмической отрасли.

Международный авиасалон на Мальте

Malta International Airshow проводится ежегодно в сентябре каждого года с 1993. Гости А. смогут увидеть показательные полёты и воздушные представления лучших гражданских пилотажных групп и военных лётчиков со всего мира, осмотреть наземную экспозицию, в которой демонстрируется современная авиационная техника  от небольших сверхлёгких гражданских самолётов и вертолётов до истребителей F-16, бомбардировщиков «Tornado», а также тяжёлых военных самолётов ВВС Великобритании, Италии, Франции, Мальты, Германии и ВМС США.

Международный авиасалон в Манаме

Проводится в столице Королевства Бахрейн (Bahrain International Airshow – BIAS) с 2010 организаторами всемирно известной авиакосмической выставки Farnborough International. Местом проведения авиасалона стала авиабаза Сахир; имеет всю необходимую инфраструктуру для проведения высококлассных и престижных мероприятий. На 4-м международном А. BIAS-2016 участвовали 139 компаний из 34 стран мира, в т. ч. авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи».

  • АВИАСАЛО́Н выставка авиац. и космич. техники, а также достижений отраслей науки и техники, связанных с авиастроением; сопровождается демонстрац. полётами летат. аппаратов (2005)
Вернуться к началу