АВИАСАЛО́Н
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВИАСАЛО́Н, выставка авиационной и космической техники, а также достижений отраслей науки и техники, связанных с авиастроением; сопровождается демонстрационными полётами летательных аппаратов. А. позволяет демонстрировать последние разработки авиационно-космической промышленности (ЛА всех типов и назначений), авиационные и космические двигатели, космические аппараты и спутники, компоненты и материалы для аэрокосмической отрасли, оборудование аэропорта. На А. также могут экспонироваться ЛА, представляющие историческую ценность, вооружение, авионика и наземное оборудование, в т. ч. радары и системы наблюдения. А. включает несколько факторов: соревнование (продукция какой страны станет на А. наиболее значимой); бизнес (заключение контрактов на продажу самолётов, вертолётов и прочих ЛА развитым и развивающимся странам); привлечение зрителей (для этого устраиваются разного рода показательные полёты, трюковые номера и др.).
Наиболее известные авиасалоны на 2016
Международный авиационно-космический салон в Ле-Бурже
Международный авиационно-космический салон (Salon international de laéronautique et de lespace) в Ле-Бурже (Франция) считается самым знаменитым и одним из самых старых А. в мире, его история насчитывает более 100 лет. Проходит один раз в два года (по нечётным годам), располагаясь на территории аэропорта Ле-Бурже (находится в 12 км от Парижа). Ныне выставочный центр Ле-Бурже занимает площадь 45 га (450 тыс. м2). На этой площади размещаются ангары, выставочные павильоны, большая трибуна и огромное поле. Экспонаты выставки располагаются и в закрытых павильонах выставочного центра (т. н. шале – небольшой сельский домик в швейцарском стиле), и на открытых площадках. Важной составляющей частью авиационно-космического салона являются воздушные шоу, на которых можно в действии увидеть новые модели самолётов и др. техники.
История Парижского А. началась в 1908, когда на 2-м автомобильном салоне в парижском дворце Гран-Пале появилась секция «Аэронавигационная выставка», посвящённая авиации. В 1909 проведён первый А. СССР впервые участвовал в Парижском А. в 1936 (был представлен пассажирский самолёт АНТ-35). Начиная с 1957 СССР, а с 1993 – Россия является постоянным участником А. Первые демонстрационные полёты в рамках А. состоялись в 1949 в аэропорту Орли (Париж). В 1951 А. перенесли в пригород Парижа, в аэропорт Ле-Бурже, который к этому времени стал вторым по значению аэропортом Франции и центром всех послевоенных коммерческих авиарейсов (в 1951 А. проходил на двух площадках – в Гран-Пале и в Ле-Бурже). В том же году было принято решение о строительстве постоянного выставочного павильона. С 1960-х гг. А. в Ле-Бурже приобретает лидирующее значение в мире авиации. Здесь широкой публике впервые были представлены самолёты Boeing 747 (Боинг 747, США) и сверхзвуковой пассажирский самолёт «Concorde» («Конкорд», Франция), истребитель «Dassault Mirage F1» (Дассо «Мираж» F1, Франция), космический челнок «Enterprise» («Энтерпрайз», США), советские самолёты Су-25, Су-27 и МиГ-29.
В июне 2015 состоялся 51-й международный А.; количество стран-участниц составило 46. На А. российскую авиацию на выставке представили отечественные авиалайнеры «Сухой Суперджет 100» и готовящийся к выпуску самолёт МС-21, военные самолёты МиГ-29М2, МиГ-35, Су-30МК2, Су-35М, военно-транспортные самолёты Ил-76МД-90, вертолёты Ми-8АМТШ, Ми-26, Ми-28НЭ, Ми-35М, Ка-31 и др.; двигатель для военного Су-35; НПО им. С. А. Лавочкина представило макет космического аппарата «Луна-25», который в 2019 должен начать изучение Луны. С 19 по 25.6.2017 начал работу 52-й А. в Ле-Бурже (2,5 тыс. участников из 47 стран).
А. знаменит не только грандиозными премьерами и достижениями в области авиации, но и чередой катастроф. 3.6.1961 разбился американский бомбардировщик B-58 (погибли все 3 члена экипажа); 15.6.1965 – американский бомбардировщик B-58 (погиб один из трёх членов экипажа); 19.6.1965 – итальянский истребитель-бомбардировщик G-91 (пилот катапультировался, но погиб, на земле погибли ещё 10 чел.); 3.6.1977 – американский штурмовик A-10 (пилот погиб).
Из советских/российских экипажей наиболее трагической оказалась авиакатастрофа, которая произошла 3.6.1973. Во время показательного полёта разбился советский Ту-144 (первый отечественный сверхзвуковой пассажирский лайнер), конкурент англо-французского «Concorde». На высоте 280 м и при скорости ок. 280 км/ч, когда перегрузки достигли 4,5–5 g, у самолёта оторвало консоль левого крыла. Ту-144 совершил полубочку, после чего из-за колоссальных нагрузок рассыпался в воздухе на части. Погибли все 6 членов экипажа. До сих пор нет однозначного ответа о причине аварии. Несмотря на эту трагедию, самолёт вновь был показан на А. в 1975 и 1977. В 1975 только мастерство экипажа позволило избежать катастрофы. Выполнив программу демонстрационных полётов, капитан лайнера Э. В. Елян зашёл на посадку. Перед самой взлётно-посадочной полосой, метров за триста до неё, вдруг увидел поднимавшуюся с полосы большую стаю голубей. Всё переднее стекло кабины оказалось залепленным кровью и крыльями птиц. Посадить самолёт он мог, лишь наблюдая через форточки. Зарулив, Елян немедленно обратился к руководителю полётов (представитель Франции) и заставил его поехать и осмотреть взлётно-посадочную полосу, на которой увидели насыпанные зёрна и побитых белых откормленных голубей размером с курицу! Кто-то упорно преследовал цель, чтобы второй раз случилась катастрофа. 8.6.1989 разбился советский истребитель МиГ-29; пилот А. Н. Квочур успешно катапультировался. 12.6.1999 разбился российский многоцелевой истребитель Су-30, оба члена экипажа успешно катапультировались. Позднее чрезвычайные происшествия произошли в 2005, 2007, 2009, 2011, 2013.
Международный авиационно-космический салон в Фарнборо
Второй по значимости и один из крупнейших в мире международных – А. в Фарнборо (Farnborough International Airshow) проходит раз в два года в Великобритании на аэродроме близ г. Фарнборо (графство Хэмпшир). Занимаемая площадь 107 498 м2. Первая авиавыставка состоялась в июне 1932 на аэродроме в г. Хендон; были представлены 30 самолётов 13 компаний и авиационное оборудование шести компаний. В 1938–45 А. не проводились. Очередные А. состоялись в сентябре 1946 и 1947 на аэродроме в г. Рэдлетт. Место проведения выставки не устраивало организаторов, и с 1948 А. стал проходить на аэродроме в Фарнборо ежегодно вплоть до 1962, когда было принято решение о его проведении 1 раз в 2 года. Выбор города отвечал необходимым требованиям организаторов: близость к столице, хорошие автомобильные дороги и доступность железнодорожного сообщения, достаточная площадь для размещения зрителей и парковки автомобилей, возможность для расширения границ территории при дальнейшем развитии авиашоу. В качестве организатора международного А. выступает основанное в 1916 Общество британских аэрокосмических компаний (Society of British Aerospace Companies, SBAC). В 1948 А. продлился одну неделю. В нём участвовали 187 компаний, было представлено 70 новых самолётов. Впервые выставка стала достоянием широкой общественности: помимо специалистов на ней могли присутствовать рядовые зрители.
С 1966 в А. стали принимать участие европейские компании, а с 1974 выставка приобрела международный статус. В 1966 на А. впервые выступила пилотажная группа Королевских ВВС Великобритании «Красные стрелы» («Red Arrows»), выступление которой впоследствии стало обязательным атрибутом воздушного парада каждого А. в Фарнборо. Одним из самых значительных стал А. 1982. На выставке было представлено 480 экспонентов. Открытием А. стал дирижабль нового поколения Skyship 500 и четыре новых модели самолётов: Boeing 757 и 767 (США), Аэробус A310 (европейский консорциум «Airbus») и ближнемагистральный пассажирский самолёт «British Aerospace Jetstream 31» (Великобритания). В 1984 впервые в А. принимала участие советская делегация, представленная гражданскими самолётами. На А. 1988 открытием выставки стал советский многоцелевой истребитель МиГ-29. Как правило, Россия также направляет на А. представительные делегации, рассчитывая заключить крупные и выгодные контракты.
На А. в 2010 впервые в истории авиашоу в полёте были продемонстрированы беспилотные летательные аппараты различных стран мира. Крупнейшие мировые авиастроительные корпорации «Boeing» и «Airbus» представили самолёты «Boeing 787 Dreamliner» и A380. В июле 2012 на А. были представлены 758 компаний авиационной отрасли. Впервые продемонстрирована копия американского частного пилотируемого суборбитального космического корабля многоразового использования «SpaceShipTwo» (SS2). В 2014, несмотря на наличие полностью оплаченных стендов и площадок на выставке, участие российской делегации не состоялось из-за отсутствия британских виз. По заявлению британского МИД, в визах было отказано в знак протеста против действий России на Украине. Помимо представителей этих компаний, визы не смогли получить технические сотрудники, которые обеспечивают безопасную эксплуатацию экспонатов. Руководство государственной корпорации «Роскосмос» решило не принимать участие в А. 2016.
Серьёзная авиационная катастрофа произошла 6.9.1952. Британский реактивный истребитель DH.110 взорвался в воздухе, после чего упал на толпу зрителей; погибли пилоты, 28 зрителей, ещё 69 получили тяжёлые ранения. После катастрофы в Фарнборо извлечён важный урок: во время демонстрационных полётов самолёты ни в коем случае не должны направляться в сторону трибун.
Международный авиационный и аэрокосмический салон ILA
Выставка ILA имеет также официальное краткое название ILA Berlin Air Show (Берлинский авиасалон). Начиная с 2002 ILA проводится с двухлетней периодичностью. Основные направления ILA на современном этапе включают различные сегменты: гражданская авиация, космонавтика, оборона и безопасность, беспилотные летательные системы, вертолёты, двигатели и материалы и т. п. История этого салона началась с первой выставки, проведённой во Франкфурте-на-Майне с 10.7 по 17.10.1909. Тогда в течение трёх месяцев внимание к этой выставке привлекали разнообразные авиационные шоу с демонстрацией различных типов ЛА (аэростатов, дирижаблей, в частности, знаменитой фирмы «Zeppelin»). Через три года после первой авиационной выставки её успех решили закрепить в Берлине, где с 3 по 14.4.1912 в залах столичного вокзала «Зоологический сад» (нем. «Bahnhof Berlin Zoologischer Garten» – ZOO) зрители смогли увидеть Общую авиационную выставку (Allgemeine Luftfahrzeug-Ausstellung – ALA), на которой уже самолёты количественно преобладали над дирижаблями. После 1-й мировой войны следующий А. прошёл в 1928 в Берлине. После 2-й мировой войны очередной А. состоялся 1957 в Ганновере (в аэропорту Ганновер-Лангенхаген). Вернуть международный статус А. удалось в 1978. Вместе со статусом А. вернулось и исконное название – ILA, но проводить его стали в Ганновере. С 1992 выставка окончательно обосновалась в Берлине. В 2006 введена концепция страны – партнёра выставки ILA. Первым партнёром выставки выступила Россия, показавшая новые модели авиалайнеров Ил-76, МиГ и др. На выставке был представлен пассажирский самолёт «Airbus A380». Европейский аэрокосмический концерн на Берлинском авиасалоне в 2010 показал миру небольшой четырёхместный самолёт «Даймонд Ди-эй-42» («Diamond DA-42»), заправленный биотопливом из морских водорослей. Расход топлива у такого самолёта на 1,5 л в час меньше, чем у потребляющих обычное топливо, т. к. в биотопливе на 5–10% больше энергии, чем в керосине.
До 2010 площадкой А. был аэродром Шёнефельд (Берлин-Шёнефельд), с 2014 планировалось проведение А. на аэродроме Берлин-Бранденбург, где условия проведения А. улучшены благодаря расширенной подъездной дороге, железнодорожному сообщению с городом и широкой сети авиационных маршрутов. Однако по информации издания «Bild am Sonntag», опубликованной в ноябре 2014, аэропорт откроется не ранее 2019–20.
Российский Международный авиационно-космический салон МАКС
Проводится в подмосковном г. Жуковский с 1993 один раз в два года и стремится к тому, чтобы конкурировать по числу участников c другими А. мира. Ныне экспозиции А. развёрнуты на площади: в закрытых павильонах – 19,4 тыс. м2, открытая площадка – 7,4 тыс. м2. Кроме того, 97 шале общей площадью 9,3 тыс. м2 и статическая стоянка 140 тыс. м2.
Первую международную авиационную выставку в России провели в 1911 в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. В советский период – 18.8.1933; после очередного подобного мероприятия этот день сделали Днём Воздушного Флота СССР, который стал отмечаться ежегодными полётами на аэродроме в Тушино.
С 1990-х гг. А. начали проводить в подмосковном г. Жуковский, на поле перед инженерным корпусом Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Выставка, прошедшая в 1992, носила название «Мосаэрошоу-92». В 1993 выставка состоялась на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова (где проходит и поныне), называлась МАКС-1993 – 1-й Международный авиационно-космический салон (было представлено более 800 компаний из 40 стран). С тех пор А. проходит по нечётным годам 1 раз в 2 года.
Наиболее важные и приоритетные задачи МАКС – демонстрация новейших технических достижений, высоких технологий российских военных и гражданских летательных аппаратов, открытость внутреннего рынка России и взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными партнёрами для дальнейшего развития отрасли, заключение новых сделок и договоров.
Организаторы выставки – Федеральное агентство по промышленности (до 2009), Правительство Москвы (с 2009) и ОАО «Авиасалон». Значительное место в программе МАКС занимают научные конференции и симпозиумы, проводимые под эгидой Государственного научного центра России – ЦАГИ. МАКС отличает не только его содержание, но и особая зрелищность. На его авиашоу в течение шести дней приходят посмотреть сотни тысяч зрителей. Здесь выступают знаменитые российские пилотажные группы – «Русские витязи», «Стрижи» и др., а также иностранные команды, среди которых пилотажная группа на лёгких самолётах «Альфа Джет» «Патруль де Франс» («Patrouille de France», Франция) и пилотажная группа итальянских ВВС «Фречче Триколори» («Frecce Tricolori» – трёхцветные стрелы).
Наиболее значимая авиационная катастрофа произошла 16.8.2009 в ходе подготовки к авиасалону МАКС-2009, когда столкнулись истребитель Су-27 и спарка Су-27УБ из состава пилотажной группы. В результате катастрофы погиб командир пилотажной группы «Русские витязи», заслуженный военный лётчик РФ, гвардии полковник Игорь Валентинович Ткаченко. Два других пилота катапультировались. Один из лётчиков в ходе катапультирования получил травму позвоночника.
Международный авиационный и аэрокосмический салон Индии Aero India
Проводится при поддержке правительства Индии в г. Бангалор с 1996 каждые два года. Площадь экспозиций Aero India – 75 тыс. м2. Первая выставка, первоначально названная Avia India, прошла в 1993 в Елаханке при поддержке ВВС Индии. Выставка, прошедшая в 1998, уже обладала всеми атрибутами и признаками крупного международного А. В её работе приняли участие более 170 фирм из 17 стран мира. На ней были представлены такие иностранные компании, как «Boeing», «Allied Signal», «Bell Helicopter Textron», «Airbus Industries», «Aérospatiale», «Dassault Aviation», «British Aerospace». Россия – традиционный крупнейший участник А. Её экспозиция построена с учётом наиболее перспективных направлений дальнейшего развития военно-технического сотрудничества с Индией.
Следующая выставка прошла только в 2001. В ней приняли участие 150 компаний из 18 стран. Ещё 37 стран прислали на выставку представительные делегации. В А. участвовали 49 российских компаний. Главным экспонатом выставки стал российский многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» впервые представила на А. лётный образец палубного истребителя МиГ-29К, принявшего участие в демонстрационных полётах.
На выставке 2015 Россия продемонстрировала современные коммерческие и военные вертолёты: лёгкие многоцелевые Ка-226Т, гражданские многоцелевые типа Ми-8/17, а также лёгкий «Ансат», Ми-171А2, который разрабатывается на основе вертолётов типа Ми-8/17.
Международный авиационный и аэрокосмический салон FIDAE
Проводится в Чили один раз в два года, начиная с 1980, и является крупнейшей авиационной выставкой Латинской Америки. Площадь А. FIDAE 15 тыс. м2. В салоне принимают участие более 400 компаний из 45 стран мира (на 2016), в т. ч. России. Деловая программа включает вопросы гражданской и военной авиации; космические технологии; вооружение и системы контроля военных действий; оборудование для аэропортов, обслуживание, наземные системы. Начиная с 2006 FIDAE территориально проходит в «Северном секторе» международного аэропорта Комодоро-Артуро-Мерино-Бенитес (Сантьяго), где оборудована специальная выставочная экспозиция.
Международный авиационный салон Dubai Airshow
Проходит в Объединённых Арабских Эмиратах один раз в два года. Впервые А. в Дубае организован в 1986 и проводился под названием «Arab Air». В 1989 А. состоялся под наименованием «Dubai Airshow». Россия участвует в А. с 1993.
Dubai Airshow – это крупнейший А. в районе Персидского залива и Ближнего Востока и важный элемент маркетинговой деятельности на динамичном авиационном рынке Ближнего и Среднего Востока. Он проводится при содействии правительственных учреждений эмирата Дубай и Вооружённых сил ОАЭ. В Международной авиакосмический выставке Dubai Airshow традиционно принимают участие все ведущие авиационные державы мира (принимают участие более 960 компаний из 50 стран мира). Dubai Airshow уступает ведущим европейским А., однако в перспективе возможен качественный рост не только по составу участников, но и уровню представленной авиационной техники.
Международная выставка-салон авиационной и аэрокосмической промышленности Airshow China
Проходит в Китае с 1996 с периодичностью один раз в два года. Местом проведения салона выбран г. Чжухай и его аэропорт с одноимённым названием, расположенные в провинции Гуандун. Эта провинция является специальной экономической зоной страны. Экспозиция развёрнута в трёх павильонах площадью 50 тыс. м2 и на статической стоянке, где выставлено порядка 90 ЛА.
Основные тематические разделы Airshow China: самолёты и вертолёты (военные и гражданские); системы управления воздушным движением; авиационные двигатели и силовые установки; ангары для самолётов и вертолётов; оборудование для аэропортов; оборудование для тестирования, ремонтное оборудование, электронные системы; авиационная радиоэлектроника, оптоэлектроника, навигационные системы, системы связи и др.
Выставка проводится на территории аэропорта, что позволяет в полной мере продемонстрировать все новинки в области авиастроения и превратить мероприятие в шоу со стратегическими показами и демонстрационными полётами новой техники. Помимо этого, в рамках салона проводятся различные тематические семинары и форумы. В Airshow China принимают участие более 650 компаний из 39 стран мира. Российская часть выставки – одна из крупнейших и представлена ведущими предприятиями аэрокосмической отрасли.
Международный авиасалон на Мальте
Malta International Airshow проводится ежегодно в сентябре каждого года с 1993. Гости А. смогут увидеть показательные полёты и воздушные представления лучших гражданских пилотажных групп и военных лётчиков со всего мира, осмотреть наземную экспозицию, в которой демонстрируется современная авиационная техника – от небольших сверхлёгких гражданских самолётов и вертолётов до истребителей F-16, бомбардировщиков «Tornado», а также тяжёлых военных самолётов ВВС Великобритании, Италии, Франции, Мальты, Германии и ВМС США.
Международный авиасалон в Манаме
Проводится в столице Королевства Бахрейн (Bahrain International Airshow – BIAS) с 2010 организаторами всемирно известной авиакосмической выставки Farnborough International. Местом проведения авиасалона стала авиабаза Сахир; имеет всю необходимую инфраструктуру для проведения высококлассных и престижных мероприятий. На 4-м международном А. BIAS-2016 участвовали 139 компаний из 34 стран мира, в т. ч. авиационная группа высшего пилотажа «Русские витязи».