Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЛЯКО́В РОСТИСЛАВ АПОЛЛОСОВИЧ

Авторы: Т. Г. Гаспарян

БЕЛЯКО́В Ростислав Аполлосович (4.3.1919, Муром Владимирской губернии – 28.2.2014, Москва), российский авиаконструктор, академик РАН (1981), дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1982). После окончания в 1941 Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе (МАИ) получил направление на авиазавод № 1 им. Авиахима в Особый конструкторский отдел главного конструктора Артёма И. Микояна, где стал заниматься разработкой средств механизации крыла. В марте 1942 после создания опытного завода № 155 (Особое конструкторское бюро – ОКБ-155) во главе с Микояном Б. переведён на это предприятие инженером-конструктором 2-й категории, в 1943 становится инженером-конструктором 1-й категории. В 1945 – заместитель начальника сектора шасси; в 1946 заведующий сектором, с 1947 руководитель бригады шасси.

В 1952 Б. назначен ведущим конструктором-начальником бригады, в 1957 заместителем главного конструктора. Занимался созданием систем управления сверхзвуковых истребителей. Стендовая и лабораторная обработка этих систем позволили значительно повысить надёжность эксплуатации самолётов. В 1962 первый заместитель генерального конструктора, с 1971 – генеральный конструктор завода. После реорганизации Авиационного научно-промышленного комплекса «МиГ» им. А. И. Микояна и Московского авиационного производственного объединения – генеральный конструктор МАПО «МиГ» (1995–97).

Под руководством Б. созданы самолёты: модификации МиГ-21 и МиГ-23, истребитель-бомбардировщик МиГ-27, фронтовой истребитель МиГ-29, многоцелевой МиГ-29М, палубный МиГ- 29К, тяжёлые перехватчики МиГ-31 и МиГ-31М; созданы малогабаритные автопилоты КАП-2 и КАП-3, которые после успешных испытаний внедрили в серийное производство, он также участвовал в разработке проектных работ по грузопассажирскому самолёту МиГ-110.

Б. решил важные проблемы конструирования самолётов с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, повышения манёвренности, создания бортовых систем управления сверхзвуковыми самолётами. Созданы новые типы конструкций самолётов, в т. ч. крупноразмерных сварных из стали, алюминиево-литиевых сплавов и композиционных материалов; получили дальнейшее развитие исследования в области газодинамики, авионики, авиационного вооружения, бортового математического обеспечения, дистанционного управления самолётом и силовой установкой, автоматизации процессов контроля, были внедрены современные способы тренировки и подготовки лётного состава, новые материалы и технологии.

Ленинская премия (1972),  Государственная премия (1952, 1988). Награждён орденами Ленина (1966, 1971, 1982, ?), Октябрьской  Революции, Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета»,  «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1999), Золотой медалью им. А. Н. Туполева РАН (1987) и др. медалями. В городе Муром (Владимирская область) установлен бронзовый бюст.

Лит.: Пономарёв А. Н. Советские авиационные конструкторы. М., 1990; сайт www.migavia.ru; сайт www.warheroes.ru

Вернуться к началу