Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУРБОГЕНЕРА́ТОР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 524

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Панихин

ТУРБОГЕНЕРА́ТОР, син­хрон­ная элек­три­че­ская ма­ши­на, при­во­ди­мая во вра­ще­ние па­ро­вой или га­зо­вой тур­би­ной. Т. – наи­бо­лее мощ­ный элек­тро­ма­шин­ный ге­не­ра­тор, ус­та­нав­ли­вае­мый на ТЭС всех ти­пов.

Наи­луч­ших тех­ни­ко-эко­но­мич. по­ка­за­те­лей Т. дос­ти­га­ют при боль­ших час­то­тах вра­ще­ния; для по­лу­че­ния час­то­ты то­ка яко­ря f=50 Гц ис­поль­зу­ют двух­по­люс­ные (3000 об/мин) и че­ты­рёх­по­люс­ные (1500 об/мин) элек­трич. ма­ши­ны. Вы­со­кая час­то­та вра­ще­ния, вы­зы­ваю­щая боль­шие ме­ха­нич. на­пря­же­ния в ро­то­ре, оп­ре­де­ля­ет осо­бен­но­сти кон­ст­рук­ции Т. Раз­ме­ры Т. по вы­со­те ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся цен­тро­беж­ны­ми си­ла­ми, дей­ст­вую­щи­ми на вра­щаю­щий­ся ро­тор, по дли­не – до­пус­ти­мым про­ги­бом ро­то­ра ме­ж­ду под­шип­ни­ко­вы­ми опо­ра­ми, а так­же кри­тич. час­то­та­ми вра­ще­ния, дей­ст­вую­щи­ми на вал. Ба­зо­вой ком­по­нов­кой круп­ных Т., спо­соб­ной вы­дер­жи­вать зна­чит. ди­на­мич. на­груз­ки, яв­ля­ет­ся осн. ис­пол­не­ние син­хрон­ной ма­ши­ны с не­яв­но­по­люс­ным ро­то­ром, из­го­тов­лен­ным из цель­ных сталь­ных по­ко­вок. На по­верх­но­сти ро­то­ра вы­ре­за­ют­ся про­доль­ные па­зы, в ко­то­рые ук­ла­ды­ва­ют вит­ки об­мот­ки воз­бу­ж­де­ния. Об­мот­ку кре­пят клинь­я­ми, за­кры­ваю­щи­ми па­зы, и мас­сив­ны­ми бан­да­жа­ми из не­маг­нит­ной ста­ли, ох­ва­ты­ваю­щи­ми ло­бо­вые (тор­це­вые) час­ти об­мот­ки. Для Т. ис­поль­зу­ют под­шип­ни­ки сколь­же­ния, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют дей­ст­вие си­лы тя­же­сти ро­то­ра, а так­же уси­лия, вы­зван­ные од­но­сто­рон­ним маг­нит­ным при­тя­же­ни­ем ста­то­ра, не­ба­лан­сом ро­то­ра и др. де­фек­та­ми обо­ру­до­ва­ния.

По прин­ци­пу ох­ла­ж­де­ния Т. под­раз­де­ля­ют­ся на ге­не­ра­то­ры с кос­вен­ным (по­верх­но­ст­ным) ох­ла­ж­де­ни­ем, не­по­средств. ох­ла­ж­де­ни­ем про­вод­ни­ков об­мо­ток ста­то­ра и ро­то­ра и со сме­шан­ным ох­ла­ж­де­ни­ем; в ка­че­ст­ве ох­ла­ж­даю­щих сред при­ме­ня­ют­ся воз­дух, во­до­род, дис­тил­ли­ро­ван­ная во­да и транс­фор­ма­тор­ное мас­ло. Пи­та­ние об­мот­ки воз­бу­ж­де­ния Т. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся управ­ляе­мы­ми ти­ри­сто­ра­ми или элек­тро­ма­шин­ным воз­бу­ди­те­лем, раз­ме­щён­ным на ва­лу Т. Кпд Т. дос­ти­га­ет 95–99%.

Вернуться к началу