ТУРБОГЕНЕРА́ТОР
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТУРБОГЕНЕРА́ТОР, синхронная электрическая машина, приводимая во вращение паровой или газовой турбиной. Т. – наиболее мощный электромашинный генератор, устанавливаемый на ТЭС всех типов.
Наилучших технико-экономич. показателей Т. достигают при больших частотах вращения; для получения частоты тока якоря f=50 Гц используют двухполюсные (3000 об/мин) и четырёхполюсные (1500 об/мин) электрич. машины. Высокая частота вращения, вызывающая большие механич. напряжения в роторе, определяет особенности конструкции Т. Размеры Т. по высоте ограничиваются центробежными силами, действующими на вращающийся ротор, по длине – допустимым прогибом ротора между подшипниковыми опорами, а также критич. частотами вращения, действующими на вал. Базовой компоновкой крупных Т., способной выдерживать значит. динамич. нагрузки, является осн. исполнение синхронной машины с неявнополюсным ротором, изготовленным из цельных стальных поковок. На поверхности ротора вырезаются продольные пазы, в которые укладывают витки обмотки возбуждения. Обмотку крепят клиньями, закрывающими пазы, и массивными бандажами из немагнитной стали, охватывающими лобовые (торцевые) части обмотки. Для Т. используют подшипники скольжения, которые воспринимают действие силы тяжести ротора, а также усилия, вызванные односторонним магнитным притяжением статора, небалансом ротора и др. дефектами оборудования.
По принципу охлаждения Т. подразделяются на генераторы с косвенным (поверхностным) охлаждением, непосредств. охлаждением проводников обмоток статора и ротора и со смешанным охлаждением; в качестве охлаждающих сред применяются воздух, водород, дистиллированная вода и трансформаторное масло. Питание обмотки возбуждения Т. осуществляется управляемыми тиристорами или электромашинным возбудителем, размещённым на валу Т. Кпд Т. достигает 95–99%.