ТРЕ́ВИТИК РИЧАРД
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРЕ́ВИТИК (Trevithick) Ричард (13.4.1771, Иллоган, графство Корнуолл – 22.4.1833, Дартфорд, графство Кент), англ. изобретатель, создатель первого в мире паровоза. Из шахтёрской семьи. Занимаясь самообразованием, приобрёл знания в области паровой техники, что позволило ему получить должность инженера на горнорудных и металлургич. предприятиях. В 1797 Т. построил первую модель парового вагона. В 1800 изобрёл паровую «машину высокого давления» (патент, 1801) и, соединив её с повозкой, впервые создал транспортное средство, передвигавшееся с помощью пара. В 1801–02 Т. построил неск. безрельсовых паровых повозок, последняя из которых, по виду напоминавшая карету, могла перевозить до 10 пассажиров со скоростью до 10 км/ч.
Первый паровой вагон, перемещавшийся по чугунным уголковым рельсам (прототип паровоза), Т. продемонстрировал в Лондоне в 1803. Работая над проблемой сцепления гладких колёс с поверхностями рельсов, построил в 1804 паровоз «Инвикта», который передвигался по гладким рельсам с помощью вращаемого паровой машиной зубчатого колеса, зацеплявшегося за зубчатую дерев. рейку, уложенную вдоль рельсов (при испытаниях паровоз с 10 т груза преодолел расстояние 15,6 км). Продолжая работу над совершенствованием паровоза, Т. спроектировал и создал двухцилиндровый паровой котёл; поршни цилиндров приводили в движение маховое колесо, от которого посредством зубчатой передачи движение передавалось колёсам паровоза (первый локомотив с паровой тягой).
В 1808 Т. построил новый паровоз под назв. «Поймай меня, кто сможет» («Catch Me Who Can»), развивавший скорость до 30 км/ч; в целях пропаганды паровоза демонстрировал его в предместье Лондона. Не получив финансовой поддержки от промышленников, Т. практически потерял своё состояние и в 1816 уехал в Юж. Америку; после неудачного участия в войне за независимость в Перу вернулся в Англию в 1827. Умер в полной нищете.