Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРЕ́ВИТИК РИ­ЧАРД

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 360-361

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТРЕ́ВИТИК (Trevithick) Ри­чард (13.4.1771, Ил­ло­ган, граф­ст­во Кор­ну­олл – 22.4.1833, Дарт­форд, граф­ст­во Кент), англ. изо­бре­та­тель, соз­да­тель пер­во­го в ми­ре па­ро­во­за. Из шах­тёр­ской се­мьи. За­ни­ма­ясь са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем, при­об­рёл зна­ния в об­лас­ти па­ро­вой тех­ни­ки, что по­зво­ли­ло ему по­лу­чить долж­ность ин­же­не­ра на гор­но­руд­ных и ме­тал­лур­гич. пред­при­яти­ях. В 1797 Т. по­стро­ил пер­вую мо­дель па­ро­во­го ва­го­на. В 1800 изо­брёл па­ро­вую «ма­ши­ну вы­со­ко­го дав­ле­ния» (па­тент, 1801) и, со­еди­нив её с по­воз­кой, впер­вые соз­дал транс­порт­ное сред­ст­во, пе­ре­дви­гав­шее­ся с по­мо­щью па­ра. В 1801–02 Т. по­стро­ил неск. без­рель­со­вых па­ро­вых по­во­зок, по­след­няя из ко­то­рых, по ви­ду на­по­ми­нав­шая ка­ре­ту, мог­ла пе­ре­во­зить до 10 пас­са­жи­ров со ско­ро­стью до 10 км/ч.

Пер­вый па­ро­вой ва­гон, пе­ре­ме­щав­ший­ся по чу­гун­ным угол­ко­вым рель­сам (про­то­тип па­ро­во­за), Т. про­де­мон­ст­ри­ро­вал в Лон­до­не в 1803. Ра­бо­тая над про­бле­мой сце­п­ле­ния глад­ких ко­лёс с по­верх­но­стя­ми рель­сов, по­стро­ил в 1804 па­ро­воз «Ин­вик­та», ко­то­рый пе­ре­дви­гал­ся по глад­ким рель­сам с по­мо­щью вра­щае­мо­го па­ро­вой ма­ши­ной зуб­ча­то­го ко­ле­са, за­це­п­ляв­ше­го­ся за зуб­ча­тую де­рев. рей­ку, уло­жен­ную вдоль рель­сов (при ис­пы­та­ни­ях па­ро­воз с 10 т гру­за пре­одо­лел рас­стоя­ние 15,6 км). Про­дол­жая ра­бо­ту над со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем па­ро­во­за, Т. спро­ек­ти­ро­вал и соз­дал двух­ци­лин­д­ро­вый па­ро­вой ко­тёл; порш­ни ци­лин­д­ров при­во­ди­ли в дви­же­ние ма­хо­вое ко­ле­со, от ко­то­ро­го по­сред­ст­вом зуб­ча­той пе­ре­да­чи дви­же­ние пе­ре­да­ва­лось ко­лё­сам па­ро­во­за (пер­вый ло­ко­мо­тив с па­ро­вой тя­гой).

В 1808 Т. по­стро­ил но­вый па­ро­воз под назв. «Пой­май ме­ня, кто смо­жет» («Catch Me Who Can»), раз­ви­вав­ший ско­рость до 30 км/ч; в це­лях про­па­ган­ды па­ро­во­за де­мон­ст­ри­ро­вал его в пред­ме­стье Лон­до­на. Не по­лу­чив фи­нан­со­вой под­держ­ки от про­мыш­лен­ни­ков, Т. прак­ти­че­ски по­те­рял своё со­стоя­ние и в 1816 уе­хал в Юж. Аме­ри­ку; по­сле не­удач­но­го уча­стия в вой­не за не­за­ви­си­мость в Пе­ру вер­нул­ся в Анг­лию в 1827. Умер в пол­ной ни­ще­те.

Лит.: Крей­нис З. Л. Очер­ки ис­то­рии же­лез­ных до­рог. 2-е изд. М., 2009.

Вернуться к началу