Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАФАРЕ́ТНАЯ ПЕЧА́ТЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 358

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. И. Стефанов

ТРАФАРЕ́ТНАЯ ПЕЧА́ТЬ, тех­но­ло­гия пе­ча­ти, по­зво­ляю­щая по­лу­чить от­тиск про­дав­ли­ва­ни­ем крас­ки че­рез пе­чат­ную фор­му. В ка­че­ст­ве пе­чат­ной фор­мы ис­поль­зу­ет­ся тра­фа­рет (от­сю­да назв. спо­со­ба пе­ча­ти) – тон­кая сет­ка из на­ту­раль­но­го шёл­ка, син­те­тич. ма­те­риа­ла или ме­тал­лич. ни­тей с на­не­сён­ным изо­бра­же­ни­ем. Свой­ст­ва тра­фа­рет­ной сет­ки оп­ре­де­ля­ют­ся ма­те­риа­лом пе­ча­ти, его ли­неа­ту­рой (ко­ли­че­ст­вом ни­тей сет­ки, при­хо­дя­щим­ся на сан­ти­метр её дли­ны), тол­щи­ной тра­фа­ре­та, сте­пе­нью от­кры­то­сти сет­ки (от­но­ше­ни­ем сум­мар­ной пло­ща­ди всех яче­ек к об­щей пло­ща­ди сет­ки в про­цен­тах). Наи­бо­лее час­то ис­поль­зуе­мые сет­ки – с ли­неа­ту­рой от 90 до 120 ни­тей/см. Пе­чать ти­ра­жа со­сто­ит в ук­лад­ке лис­та ма­те­риа­ла на пе­чат­ный та­лер (ме­тал­лич. пли­та в пе­чат­ной ма­ши­не), при­жи­ма к не­му тра­фа­рет­ной пе­чат­ной фор­мы и про­хо­ж­де­нию ра­ке­ля (скре­бок, тон­кая пла­сти­на в ви­де но­жа) с крас­кой по всей за­пе­ча­ты­вае­мой по­верх­но­сти. Во вре­мя это­го пе­чат­но­го цик­ла крас­ка про­дав­ли­ва­ет­ся че­рез от­кры­тые ячей­ки форм­ной сет­ки и фор­ми­ру­ет пе­чат­ный от­тиск. Про­стей­шая тра­фа­рет­ная пе­чат­ная ма­ши­на – пря­мо­уголь­ная ра­ма с на­тя­ну­той на неё сет­кой. Совр. пе­чат­ные ма­ши­ны ме­ха­ни­зи­ро­ва­ны, ос­на­ще­ны уст­рой­ст­ва­ми ав­то­ма­ти­ки и по­зво­ля­ют пе­ча­тать вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ную мно­го­кра­соч­ную про­дук­цию на лю­бых ос­но­вах (глад­ких и гру­бых, пло­ских и вы­пук­лых), не­до­ступ­ных для др. ви­дов пе­ча­ти. Раз­но­вид­но­стью Т. п. яв­ля­ет­ся шел­ко­гра­фия.

Лит.: Сте­фа­нов С. И. По­ли­гра­фия и тех­но­ло­гии пе­ча­ти. М., 2009; он же. Крат­кая эн­цик­ло­пе­дия пе­чат­ных тех­но­ло­гий. М., 2012.

Вернуться к началу