ТРАНСМИ́ССИЯ АВТОМОБИ́ЛЯ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРАНСМИ́ССИЯ АВТОМОБИ́ЛЯ, предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам автомобиля. Состоит из сцепления или гидротрансформатора (если Т. а. автоматическая), коробки передач (механич. или автоматической), приводного вала (или валов) и гл. передачи с дифференциалом. В зависимости от вида преобразуемой энергии различают Т. а.: механическую (преобразует и передаёт механич. энергию; находит наибольшее применение); электрическую (преобразует механич. энергию в электрич. и после передачи к ведущим колёсам – электрич. в механич. энергию, напр. в автомобиле БелАЗ); комбинированную (электромеханич., гидромеханич. – т. н. гибриды). Ведущими колёсами автомобиля могут быть задние (заднеприводной автомобиль), передние (переднеприводной), а также передние и задние (полноприводной). У автомобилей с разными типами привода конструкция Т. а. имеет существенные различия как по составу элементов, так и по их устройству.
Трансмиссия заднеприводного автомобиля включает последовательно расположенные сцепление, коробку передач, карданный вал, гл. передачу, дифференциал и полуоси. Сцепление предназначено для врем. отсоединения двигателя от коробки передач (необходимо при остановке и торможении автомобиля и при переключении передач) и плавного его соединения при трогании автомобиля с места и после переключения передач, а также предохранения элементов Т. а. от перегрузок и гашения колебаний. Сцепление автомобиля располагается между двигателем и коробкой передач. Коробка передач служит для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также для изменения объёма тяговых усилий при разл. условиях движения транспортного средства, в нейтральном положении – для длительного разъединения двигателя и трансмиссии. Карданный вал обеспечивает передачу крутящего момента от вторичного вала коробки передач на вал гл. передачи, расположенных под углом друг к другу. Гл. передача конструктивно представляет собой зубчатый редуктор, который обеспечивает увеличение крутящего момента двигателя и уменьшение частоты вращения ведущих колёс автомобиля. На заднеприводных автомобилях применяется гипоидная передача (оси шестерён не пересекаются). Дифференциал предназначен для распределения крутящего момента между ведущими колёсами, которые могут двигаться с разными относительными скоростями. Это обеспечивается полуосями, которые вращаются с разными угловыми скоростями, что необходимо при повороте автомобиля на неровных участках дороги. Трансмиссия переднеприводного автомобиля, в отличие от заднеприводного, имеет шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) и приводные валы (полуоси). На переднеприводных автомобилях гл. передача и дифференциал размещаются в картере (защитный короб) коробки передач. ШРУСы служат для передачи крутящего момента от дифференциала к ведущим колёсам. В конструкции Т. а. используются, как правило, два шарнира для соединения с дифференциалом (внутр. шарниры) и два шарнира для соединения с колёсами (внешние шарниры). Между шарнирами располагаются приводные валы. Трансмиссия полноприводных автомобилей может иметь разл. конструкции, которые в совокупности образуют системы полного привода.