Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТО́РМОЗ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 303-304

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Гаспарян

ТО́РМОЗ (от греч. τόρμος – от­вер­стие для встав­ки гвоз­дя, за­дер­жи­ваю­ще­го вра­ще­ние ко­ле­са), уст­рой­ст­во для умень­ше­ния ско­ро­сти или пол­ной ос­та­нов­ки ма­ши­ны (ме­ха­низ­ма), а так­же для удер­жа­ния гру­за в под­ве­шен­ном со­стоя­нии (в подъ­ём­но-транс­порт­ных ма­ши­нах). На транс­порт­ных ма­ши­нах при­ме­ня­ют Т.: ко­ло­доч­ные (тор­моз­ные ко­лод­ки при­жи­ма­ют­ся к по­верх­но­сти ко­ле­са, вра­щаю­ще­го­ся ва­ла или спец. тор­моз­но­го ба­ра­ба­на ли­бо дис­ка), ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в ав­то­мо­би­лях, ж.-д. ва­го­нах, ло­ко­мо­ти­вах и др.; дис­ко­вые (мо­мент тре­ния соз­да­ёт­ся в ре­зуль­та­те при­жа­тия дис­ков, ук­ре­п­лён­ных на вра­щаю­щем­ся ва­лу к не­подвиж­ным дис­кам), ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в ме­ха­низ­мах транс­порт­ных ма­шин, ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щих стан­ков; лен­точ­ные (гиб­кие лен­ты из фрик­ци­он­но­го ма­те­риа­ла ох­ва­ты­ва­ют вал или ба­ра­бан, си­ла тре­ния воз­рас­та­ет с уве­ли­че­ни­ем уг­ла ох­ва­та), ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся в осн. в подъ­ём­но-транс­порт­ных ма­ши­нах. При­вод Т. бы­ва­ет ме­ха­нич., гид­рав­лич., пнев­ма­тич. и элек­три­че­ский (элек­тро­маг­нит­ный, ин­дук­ци­он­ный и др.). На лег­ко­вых ав­то­мо­би­лях в осн. ис­поль­зу­ют гид­рав­лич. при­вод, на гру­зо­вых – пнев­ма­тич. и ком­би­ни­ро­ван­ный. Для умень­ше­ния при­кла­ды­вае­мо­го уси­лия на пе­даль Т. ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ва­ку­ум­ный или пнев­ма­тич. уси­ли­тель тор­мо­зов. Для удер­жа­ния транс­порт­но­го сред­ст­ва не­под­виж­но на до­ро­ге, а так­же пре­дот­вра­ще­ния ска­ты­ва­ния на­зад при стар­те на подъ­ё­ме ис­поль­зу­ет­ся стоя­ноч­ный Т. В ме­ха­низ­мах подъ­ём­но-транс­порт­ных ма­шин (напр., в ле­бёд­ках, эс­ка­ла­то­рах) при­ме­ня­ют гру­зо­упор­ные Т., в ко­то­рых тор­мо­же­ние про­ис­хо­дит под дей­ст­ви­ем на­груз­ки от транс­пор­ти­руе­мо­го гру­за (Т. с хра­по­вым ме­ха­низ­мом и др.). При­ме­ня­ют так­же элек­трич. тор­мо­же­ние (пу­тём из­ме­не­ния ре­жи­ма ра­бо­ты дви­га­те­ля) и аэ­ро­ди­на­мич. тор­мо­же­ние (напр., тор­мо­жение ЛА с по­мо­щью спец. па­ра­шю­тов).

Вернуться к началу